Инструменты монетарной политики. Инструменты денежно-кредитной политики Инструменты, применяемые Банком России

Кредитная система – это открытая для мировых хозяйственных связей, обладающей принципом упорядочения и кредитным механизмом единое устройство элементов кредитных отношений, способная создавать средства платежа перемещать их во времени и в пространстве и, в конечном счете, влиять, во-первых, на экономический рост и продолжение бедности, во-вторых, на поддержание ликвидности и выравнивания разности между теми, кто нуждается в заемных средствах и теми, кто ими располагает.

Общей основой необходимости кредитной системы являются долговые отношения. Общей причиной необходимости кредитной системы выступают товарно-денежные отношения. Кредитный механизм, как непосредственная причина превращения возможности в необходимость обусловлен доверием к рационализации кругооборота денег с использованием заемных средств.

Кредитный процесс и управление денежным оборотом общества строится на конкретных функциях. К ним относятся:

Перераспределительные функции, содержанием которой является аккумулирование свободных денежных ресурсов юридически и физических лиц, превращение их в судный капитал и при помощи кредитного механизма передача о временное распоряжение на платной основе различным субъектом хозяйствования и населения.

Функция создания кредитных средств обращения и экономии издержек обращения. В процессе кредитования создаются различные платежные средства для обслуживания налично-денежной и безналичной форм сферы обращения, оказывающие влияние на структуру денежной массы, платежного оборота и скорости обращения денег происходит замещение действительных денег кредитными деньгами.

Функция ускорения концентрации и централизации капитала. Для увеличения масштабов производства зачастую недостаточными являются средства отдельных хозяйствующих субъектов, поэтому разрозненные части из прибавочной стоимости стекаются и накапливаются в кредитных учреждениях. И достигнув значительных размеров, позволяют расширить производство. Концентрации подвергаются свободные денежные средства населения. Важную роль играет кредит и в централизации капитала, так как способствует, превращению индивидуальных предприятий коллективной формы собственности то есть осуществляется централизация капитала.

Контрольная функция. Ее содержание сводится к контролированию финансового состояния заемщика, с целью предотвращения несвоевременного выполнения взятых на себя обязательств. Поэтому на протяжении всего кредитного процесса осуществляется контроль над соблюдением всех принципов кредитования, позволяющий кредитору принимать решение о выдаче ссуд об ужесточении режима кредитования либо о досрочном возврате ссуд.

Таким образом, кредит представляет собой смену форм капитала и сопровождающуюся с одной стороны временным высвобождением денежных средств у одних хозяйствующих субъектов, с другой стороны образованием потребности в этих средствах у других. Это две неразрывные стороны единого процесса кругооборота капитала. А кредит – это любой товар, используемый в качестве посредника при обмене товаров.

1.2 Инструменты денежно-кредитной системы

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. Операции на открытом рынке, т.е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению снижает объем денежной массы); Надежный вид финансовых активов. Ценные бумаги продаются и покупаются на особом рынке, где цены, как и на товарном рынке, образуются в соответствии со спросом и предложением.

Операции с ценными бумагами заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков ценных государственных бумаг – акций, облигаций, казначейских векселей. В данной операции участвуют:

· государство (через ЦБ);

· коммерческие банки;

· население.

2. Изменение резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

3. Изменение учетной ставки (учетная, или дисконтная, политика), т.е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческих банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение - сокращает).

Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда выступает государство, а коммерческие банки и население выступают участниками торгов в целях получения экономической выгоды. Операции на открытом рынке способствуют уменьшению или увеличению денежно массы, находящейся в обращении, что влечет стимулирование или сдерживание роста экономики. Для сокращения денег ЦБ навязывает коммерческим банкам покупку ценных государственных бумаг. Когда в экономике наблюдается спад и количество денег в обращении необходимо увеличить, ЦБ скупает ценные государственные бумаги. Таким образом, денежная политика, проводимая ЦБ, позволяет регулировать денежное обращение в стране.

Кроме того применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных моделях.

Теория денежно-кредитного регулирования.

Теория денежно-кредитного регулирования существует в двух видах: монетаристская и кейнсианская концепции обеспечения равновесия в экономике.

Кейнсианская теория отрицает саморегулирование рыночной капиталистической экономики. Кейнс считал, что путем вмешательства государства в регулирование количества денег в обращении и процентных ставок можно преодолеть циклический характер развития диспропорции в экономике капитализма. Установление низкой нормы процента сможет обеспечить подъем производства, снизить до минимума или устранить безработицу, создаст стимул к инвестициям.

Монетаристы, напротив, считают, что государственное регулирование экономики бесполезно. По их мнению, основным фактором в экономике является количество денег в обращении. Таким образом, изменяя денежную массу (увеличивая или уменьшая) можно изменить процентную ставку, таким образом воздействовать на объем производства. В основе денежно-кредитного регулирования лежит агрегат денежной массы М1 (наличные деньги + бессрочные вклады). Устанавливается, на сколько процентов этот агрегат должен увеличиваться в предстоящем периоде, осуществляется расчет норматива по агрегату М1 с целью определения размера ВВП, возрастающего в том же проценте.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

1) Политика ЦБ в отношении финансовых институтов особенно банков;

2) Налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;

3) Участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

Денежно-кредитная политика – это изменение государством количества денег в обращении для решения важных экономических задач.

Необходимость государственного контроля за денежной массой связана с поведением экономических агентов рынка. Так, банки, максимально расширяя кредит и создавая избыточную денежную массу в период экономического подъема, могут способствовать созданию чрезмерного совокупного спроса и усилению инфляции. В период депрессии количество предоставляемых займов сокращается и банкиры предпочитают держать деньги в ликвидной форме. Тем самым сдерживается совокупный спрос и усиливается спад.

Стремительное сокращение денежного предложения способствовало развитию Великой депрессии 1929 – 1933 гг. Поэтому ЦБ должен иметь в своем распоряжении определенные инструменты, предназначенные для управления денежной массой. Целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в стабилизации или достижении высокого уровня развития производства, характеризующегося низкой безработицей и инфляцией.

Существуют три основных инструмента денежно-кредитной политики:
– операции на открытом рынке;
– изменение резервной нормы;
– изменение учетной ставки.

К операциям на открытом рынке относятся покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. Рост предложения денег в этом случае достигается за счет денежной массы, выпущенной в обращение при покупке ценных бумаг у населения и коммерческих банков, а его сокращение – за счет изъятия денег из обращения при продаже облигаций. Операции на открытом рынке – наиболее часто применяемый ЦБ инструмент экономической политики. Так, на Нью-Йоркском рынке облигаций они проводятся фактически ежедневно.

Практически этот процесс осуществляется так. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы, и ЦБ решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать ценные бумаги на открытом рынке. Вследствие увеличения предложения ценных бумаг их рыночная цена падает. Дилеры правительственных ценных бумаг начинают покупать их и перепродавать по рыночной цене спроса домашним хозяйствам, которые охотно приобретают эти бумаги в связи с высокой доходностью.

Если в экономике наблюдается недостаток денежных средств, грозящий спадом и ростом безработицы, ЦБ проводит политику, направленную на расширение предложения денег, скупая правительственные ценные бумаги. Под влиянием их высокой цены домашние хозяйства начинают продавать ценные бумаги, и количество денег увеличивается.

Реже применяется изменение учетной ставки, под которой понимается та ставка процента, под которую ЦБ предоставляет коммерческим банкам кредиты. Банки прибегают к ним, когда их собственные средства для выполнения предъявленных требований недостаточны. Снижение учетной ставки, т.е. удешевление кредитов, стимулирует банки к расширению объемов заимствования у ЦБ. В результате происходит рост предложения денег, т.к. коммерческий банк расширяет свои возможности предоставления кредитов населению. Инструмент используется нечасто, поскольку ЦБ пытается, насколько это возможно, избежать льготного кредитования коммерческих банков без крайней необходимости. В основном учетная ставка изменяется вслед за движением процентных ставок на рынке капиталов.

Изменение резервной нормы как инструмент экономической политики применяется реже всего. Резервная норма устанавливает пределы, в которых банки могут осуществлять кредитование. Она представляет собой определенный резерв денежных средств в кассах или на счетах ЦБ, чтобы иметь возможность осуществлять выплаты. Это приводит к тому, что банки не могут использовать все свои депозиты для выдачи кредитов. Варьируя резервную норму, ЦБ может влиять на возможности коммерческих банков создавать платежные средства. Если норма увеличивается, банки уже не могут выдавать так много кредитов, как ранее, следовательно, денежная масса уменьшается. Когда резервная норма снижается, то денежная масса возрастает. Основную часть своих резервов коммерческие банки хранят в ЦБ.

Коммерческие банки не могут держать резервов меньше, чем это требуется. Если у коммерческих банков возникает временный недостаток таких средств, они занимают деньги для резервирования или у других банков, имеющих их сверх минимальной нормы, или у ЦБ.

Главным методом, с помощью которого ЦБ контролирует количество денег в обращении, являются операции на открытом рынке. Конечный результат воздействия этих операций на денежную массу включает как прямой, так и вторичный эффекты. Это означает, что покупка ценных бумаг у населения на 1 млн дол. увеличит денежную массу на большую величину, чем 1 млн дол. Величина множителя, на которую возрастает количество денег в обращении в результате операции на открытом рынке, называется денежным мультипликатором.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.

Имеющиеся в распоряжении денежных властей инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), но своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в системе, т.е. во взаимодействии друг с другом. В странах с развитой рыночной экономикой центральным банкам, как правило, предоставлена значительная функциональная независимость, предусматривающая их самостоятельность в выборе и применении инструментов денежно- кредитной политики.

Инструменты прямого контроля

Инструменты прямого контроля (или административно-количественные инструменты) , как правило, имеют форму директив, инструкций, издаваемых Центральным банком и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).

Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).

Меры прямого контроля применяются, как правило, в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение этих инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в «теневую» экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Инструменты рыночного регулирования

Под инструментами рыночного (косвенного) регулирования подразумеваются способы воздействия Центрального банка на денежно- кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты воздействуют на мотивацию хозяйствующих субъектов и отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда могут быть точно определены заранее и не всегда оказываются в полной мере адекватными намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается все больший переход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным, что означает финансовую либерализацию в денежно-кредитной сфере.

Важным аргументом в пользу финансовой либерализации является развитие системы, которая содействует эффективному распределению сбережений в экономике. Косвенные инструменты действуют благодаря тому, что Центральный банк контролирует цену или объем предложения своих обязательств — резервных денег (денежной базы), которые, в свою очередь, могут оказать более широкое воздействие на процентные ставки, а также на количество денег и объем кредитования во всей банковской системе.

Инструменты, применяемые Банком России

Банк России проводит денежно-кредитную политику с помощью инструментов, которые закреплены за ним законодательно. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России стремится основной упор делать на применение рыночных (косвенных) инструментов регулирования. Вместе с тем законодательно предусмотрена возможность применения Банком России и прямых количественных ограничений, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

В ряде случаев Банк России не прибегает к жестким административным мерам, а по примеру центральных банков друг их стран ограничивается рекомендациями кредитным организациям, которые последними учитываются в своей деятельности. Например, в условиях финансово-экономического кризиса Банк России в 2009 г. в отдельные периоды рекомендовал кредитным организациям ограничить величину иностранных активов и чистой валютной балансовой позиции в целях предотвращения увеличения оттока капитала, а также ограничить уровень рублевых процентных ставок по вкладам физических лиц в целях предотвращения чрезмерных рисков ликвидности банков.

Резервные требования

Обязательные резервы (резервные требования) — один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении. Центральный банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, а также порядок их депонирования на специальных счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в Центральном банке.

Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1913 г. Первоначально минимальные резервные требования возникли в качестве своего рода обеспечения ликвидных гарантий банковских вкладов клиентов, т.е. фонда страхования депозитов. С течением времени эта цель все более отходила на второй план, так как общие объемы резервируемых средств, как правило, оказываются недостаточными для выполнения этой задачи. С развитием систем гарантирования депозитов, совершенствованием инструментов надзора за банками обязательные резервы используются только как инструмент денежно-кредитной политики: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной экспансии банков, воздействуя на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания кредитных денег банковской системой. Таким образом, повышая или понижая нормы обязательного резервирования, центральные банки способствуют расширению или свертыванию кредитной активности коммерческих банков и тем самым воздействуют на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания денег.

Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам с точки зрения определения круга субъектов обязательного резервирования (банки, другие кредитные организации), состава объектов резервирования (перечень балансовых счетов пассивов, по которым устанавливаются требования), платности резервов (в большинстве стран обязательные резервы хранятся на счетах в центральных банках и проценты на эти средства не начисляются), мер по предотвращению уклонении банков от выполнения обязательных резервных требований. Уровни норм обязательных резервов также различаются по странам.

Обязательные резервы относятся к «грубым» инструментам денежной политики, поскольку лаже небольшое изменение резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения. Чтобы не усиливать неопределенность функционирования банков, не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки развитых стран существенно снизили размеры резервных требований и стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. В ряде стран (в Великобритании, Канаде, Швеции и др.) этот инструмент признали малоэффективным и устаревшим и полностью отказались от его применения.

В России данный метод денежно-кредитного регулирования стал применяться с 1991 г. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает у кредитных организаций с момента получения лицензии Банка России. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций, при этом они не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Обязательные резервы депонируются в рублях (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банкс России, одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов), проценты на них не начисляются.

При введении резервных требований в 1991 г. норматив был установлен на уровне 2%, однако в дальнейшем он неоднократно пересматривался в сторону его увеличения адекватно инфляционным процессам, а также дифференцировался в зависимости от вида обязательств. В 1995-1996 гг. норма резервов по депозитам до востребования и краткосрочным депозитам достигала 20%, затем нормы резервирования постепенно снижались. В 1995 г. впервые было введено обязательное резервирование средств, депонированных в иностранной валюте.

С 2004 г. кредитным организациям, удовлетворяющим определенным установленным требованиям, может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах коэффициента усреднения 1 , который первоначально составил 0,2. Это означало, что 20% обязательных резервов могли поддерживаться кредитной организацией на корреспондентском счете (субсчете) в Банкс России с «реперными (контрольными) точками» в начале каждого месяца. Механизм усреднения обязательных резервов используется кредитными организациями, испытывающими нехватку ликвидности. В дальнейшем этот коэффициент неоднократно увеличивался, что позволяло кредитным организациям все более гибко управлять собственной ликвидностью, используя при необходимости обязательные резервы.

В условиях финансово-экономического кризиса Банк России достаточно активно использовал обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования банковской ликвидности. Так, например, в 2009 г. норматив обязательных резервов поднимался четыре раза (на 0,5 процентных пункта на каждом из этапов), что привело к концу года к пятикратному росту суммы обязательных резервов, депонированных в Банке России. При этом в условиях ухудшения состояния ликвидности банки активнее используют механизм усреднения обязательных резервов.

При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банком России применяются определенные меры воздействия : списание в бесспорном порядке с корреспондентского счета, открытого в Банке России, суммы недовнесенных средств, взыскание в судебном порядке штрафа в размере, установленном Банком России (штрафы поступают в доход федерального бюджета).

Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России. При отзыве лицензии кредитной организации депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Процентная политика

Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает свою процентную политику, которая является важнейшим методом денежно-кредитного регулирования. Она предполагает установление Центральным банком шкалы процентных ставок по своим операциям с кредитными организациями и оказание соответствующего воздействия на рыночные процентные ставки. При этом, как правило, выбирается одна официальная процентная ставка по предоставлению ресурсов кредитным организациям, которая служит базой для расчета остальных ставок.

В зависимости от применяемых инструментов рефинансирования официальная ставка, устанавливаемая Центральным банком, называется учетной (дисконтной) либо ставкой рефинансирования.

Официальная учетная, либо дисконтная, ставка - это ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по переучету коммерческих векселей либо учету (покупке) других ценных бумаг, отвечающих требованиям центральных банков, например, краткосрочных облигаций и других долговых обязательств до наступления срока оплаты по ним. В западной литературе для обозначения данного инструмента денежно-кре- дитной политики используется также термин «дисконтное окно», получивший распространение в США в связи с тем, что банки, испытывавшие недостаток в средствах, посылали своих кассиров в один из федеральных резервных банков (т.е. к окну выдачи) с просьбой о предоставлении им дополнительных ресурсов.

Ставка рефинансирования определяет уровень платы за кредит- ные ресурсы, предоставляемые центральными банками другим банкам, обычно под залог. Как правило, ставка рефинансирования выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (например, ломбардный и другие виды кредитов) являются при прочих равных условиях более рискованными, а следовательно, более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

С 1 января 1991 г. Банк России начал определять и публиковать официальную ставку рефинансирования, которая является базовой процентной ставкой для определения реальных ставок по всем операциям Банка России и служит ориентиром для банков при проведении ими кредитных операций. Первоначально эта ставка составила 20%, затем в условиях гиперинфляции в отдельные периоды в 1993-1995 гг. она возрастала до 200% и выше, а затем по мере снижения уровня инфляции постепенно снижалась и с октября 2009 г. находится на уровне ниже 10%".

Устанавливая официальную процентную ставку, Центральный банк тем самым влияет на стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками, а значит, воздействуя на спрос и предложение на кредитном рынке, влияет на величину денежной массы в обращении. Если Центральный банк преследует цель ограничить (уменьшить) кредитные возможности коммерческих банков, т.е. проводит политику денежно-кредитной рестрикции, то он повышает официальную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; в целях реализации политики кредитной эмиссии центральный банк снижает официальную ставку.

Центральные банки могут устанавливать несколько видов процентных ставок в зависимости от вида операций, срока, надежности покупаемых ценных бумаг либо надежности залога. Посредством регулирования ставок по своим операциям центральные банки воздействуют на состояние не только денежного рынка, но и финансового (рынка ценных бумаг). Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает увеличение их предложения. При этом спрос на ценные бумаги падает, поскольку более привлекательным вложением ресурсов для небанковских учреждений и физических лиц становятся банковские депозиты. С другой стороны, при дорогих кредитах более выгодным для юридических лиц становится прямое финансирование, т.е. получение дополнительных ресурсов за счет выпуска ценных бумаг (акций, облигаций), в связи с чем предложение ценных бумаг на рынке возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной ставки ведет к противоположному результату: кредиты и депозиты удешевляются, а рыночная стоимость ценных бумаг растет (в условиях повышения спроса на них и снижения предложения).

Коридор процентных ставок

При осуществлении процентной политики Банк России исходит из того, что он может оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые на межбанковском рынке и во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям и динамики денежного предложения.

Система процентных ставок Банка России в основном соответствует мировой практике и включает в себя в качестве официальной ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям, по операциями на открытом рынке. Изменение ставок в зависимости от экономической ситуации является сигналом, который дает участникам рынка информацию об оценке Центробанком уровня инфляции и перспектив ее развития. Воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, Центральный банк стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики и соответственно экономический рост.

В последние годы Банком России по примеру наиболее развитых стран обозначается коридор процентных ставок, который зааа- ет параметры колебаний для рыночных процентных ставок на межбанковском рынке. Нижний уровень коридора («пол») определяется ставками Банка России по депозитным операциям (на условиях «том-некст»). Это ставки, по которым кредитные организации могут разместить в ЦБ РФ свои ресурсы, если по каким-либо причинам их не разместили на межбанковском рынке. Верхний уровень коридора («потолок») определяется ставкой рефинансирования, т.е. ценой, по которой предоставляются кредиты «овернайт». Поскольку данные ставки носят штрафной характер, кредитные организации прибегают к заимствованиям по ставкам верхнего уровня или к размещению ресурсов по ставкам нижнего уровня лишь в том случае, если они не нашли адекватного спроса и предложения на свои ресурсы на межбанковском рынке, т.е. проведение этих операций Центральным банком не должно оказывать деформирующего влияния на конкурентную среду денежного рынка.

Кроме того, Банк России может применять широкий спектр ставок но операциям на открытом рынке (сделкам по купле-иро- даже государственных ценных бумаг и облигаций Банка России, а также сделкам РЕПО). Эти ставки, как правило, находятся в границах коридора, предоставляя возможность кредитным организациям получать дополнительную ликвидность по цене ниже ставки рефинансирования, а разместить свои ресурсы (связав избыточную ликвидность) по цене выше штрафных ставок по депозитам Банка России.

Операции на открытом рынке применяются Центральным банком в нужные моменты для более тонкого регулирования уровня процентных ставок межбанковского рынка в целях их удержания в оптимальном диабазоне и предотвращения их чрезмерных колебаний (волатильности рынка).

При проведении денежно-кредитной политики центральные банки в конечном итоге ориентируются преимущественно либо на политику ликвидности, либо на политику процентных ставок, при этом они могут непосредственно влиять только на денежный рынок. В качестве показателей (ориентиров), которые они могут оценивать при проведении денежно-кредитной политики, используется соответственно либо общий объем ликвидности банков, либо ставки денежного рынка.

Управление ликвидностью в банковском секторе и в экономике в целом, как было показано, означает для центрального банка необходимость:

предоставления дополнительной ликвидности при ее недостатке путем рефинансирования банков, включая проведение сделок «валютный своп», покупки ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок снижения норм обязательных резервов;

связывания (абсорбирования, стерилизации) избыточной ликвидности путем проведения депозитных операций, продажи ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок выпуска облигаций Центрального банка либо повышения норм обязательных резервов.

Поступление денежных средств в банковский сектор возможно также по бюджетному и валютному каналу. В первом случае рост денежного предложения возможен, например, в условиях финансово-экономического кризиса при финансировании дефицита государственного бюджета за счет использования средств Резервного фонда (объем которого сократился в 2009 г. с 4 млрд до 1,8 млрд руб.); кроме того, поступление дополнительной ликвидности банкам возможно при размещении временно свободных средств федерального бюджета на депозиты кредитных организаций (которые осуществлялись в 2009 г.). Во втором случае проведение валютных интервенций Банком России (по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке) также приводит к росту ликвидности банковского сектора и росту денежного предложения.

В иных экономических условиях бюджетный и валютный каналы могут действовать в обратном направлении. Так, при благоприятной конъюнктуре дополнительные доходы государственного бюджета могут направляться в Резервный фонд, что ограничит возможности роста денежной массы. Аналогичные последствия будут иметь валютные интервенции Центрального банка, направленные на продажу иностранной валюты в целях поддержания курса рубля.

В настоящее время большинство стран (в том числе Россия) стремятся перейти к другому, более современному подходу, когда Центральный банк воздействует на общий объем денег в экономике с помощью своей процентной политики. При этом во главу угла не ставятся количественные индикаторы с их четкой связью с инфляцией. Проводя свою процентную политику, Центральный банк даст свои оценки спроса и предложения, которые возникают на рынках, чтобы прогнозировать возможное изменение общего уровня инфляции.

Постепенный переход Банка России в денежно-кредитной политике к таргетированию инфляции будет означать более свободное, более ориентированное на спрос и предложение движение курса, меньшее присутствие Банка России в операциях на валютном рынке и, соответственно, меньшее предоставление ликвидности за счет этого. Такой переход позволит, в свою очередь, более эффективно проводить процентную политику.

Выводы

Центральные банки составляют верхний уровень двухуровневой банковской системы. В качестве единых эмиссионных центров они выделились из среды коммерческих банков либо были изначально созданы государством.

Основными целями деятельности центральных банков является обеспечение стабильности национальной валюты, банковской и платежной систем страны.

Центральные банки обладают законодательно закрепленным монопольным правом на эмиссию банкнот, организуют налично-денежное обращение и регулируют функционирование платежной системы, выполняют функции банкира правительства и банка для других кредитных организаций. Во многих странах центральные банки также осуществляют функции, связанные с регулированием банковской деятельности и банковским надзором.

Центральный банк разрабаты васт и реализует денежно-кредитную политику, которая является важным звеном экономической политики. В этих целях Центральным банком совместно с Правительством страны осуществляется выбор основных и операционных целей денежно-кредитной политики на планируемый период и соответствующих инструментов для ее реачизации.

В странах с развитой рыночной экономикой основную роль в реализации денежно-кредитной политики играют косвенные (рыночные) инструменты: операции на открытом рынке, регулирование процентных ставок, учетная политика и рефинансирование кредитных организаций, депозитные операции. В значительном числе стран продолжает применяться регулирование нормы обязательных резервов, хотя роль этого инструмента постепенно снижается.

В условиях усиления финансовой нестабильности и банковских кризисов центральные банки вынуждены прибегать к инструментам более жесткого регулирования — прямым количественным ограничениям.

Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает свою процентную политику — либо ужесточает ее, если наблюдается излишек денег в экономике (превышение предложения денег над спросом, что чревато усилением инфляционных процессов), либо смягчает ее, если ощущается нехватка денег, препятствующая росту инвестиций и стимулирующая применение денежных суррогатов.