Грэм грин биография. Грэм грин биография Грэм Грин: фильмы

Годы жизни: с 02.10.1904 по 03.04.1991

Английский романист, драматург, журналист, чьи произведения рассматривают непростые вопросы морали на фоне политических событий. Грин – один из наиболее читаемых романистов 20-го столетия, мастер повествования. Приключения и неожиданные события – неотъемлемые составляющие его произведений, по многим из которых были сняты успешные фильмы. Хотя Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее.

Грэм Грин родился 2 октября 1904 в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин (урожденная Рэймонд – старшая кузина Роберта Льюиса Стивенсона). В семье был четвертым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признается, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Бэллиол-колледже Оксфордского университета.

У Грина был природный дар к писательству, и за три года в Бэллиоле он опубликовал более 60 поэм, рассказов и очерков, большинство из которых вышли в студенческом журнале «Оксфорд Аутлук» и в «Вестминстерской еженедельной газете».

В 1926 году Грин переезжает в Лондон. Сначала он работает журналистом в «Ноттингэм Джорнэл», затем внештатным корреспондентом «Таймс» (1926-1930) и «Спектейторе», где был кинокритиком и литературным редактором до 1940 года. В 1926 принимает католицизм (в противовес господствующей в Великобритании англиканской церкви), объясняя это так: «Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами». Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение «католический писатель».

В 1927 году Грин женится на Вивьен Дэйрелл-Браунинг. Грин не был хорошим семьянином. Несмотря на то, что он написал четыре детских книги, однажды в письме он заявил: «Терпеть не могу детей». После распада брака у него было несколько увлечений, любовницы Грина зачастую были замужними иностранками.

После выхода своего первого романа «Человек внутри» (1929) Грин оставил журналистику. В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс». Эту и последующие книги с элементами детективного жанра - «Наемный убийца» (1936), «Доверенное лицо» (1939), «Ведомство страха» (1943) - он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 «Меня создала Англия» - книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса.

В 1930-х годах Грин побывал в Либерии и Мексике, результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 он создал один из своих лучших романов «Сила и слава». Книга вызвала резкую критику со стороны католической церкви.

В 30-е и в начале сороковых Грин написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для «Спектэйтора». Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. «Неадекватное чувство реальности» Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к «Я исповедуюсь» («I Confess», 1953), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг.

С 1941 по 1944 Грин работал в британской разведке в Сьерра-Леоне и в Португалии, где он числился представителем МИД Великобритании. Одним из его коллег в те годы был Ким Филби, будущий перебежчик в СССР. Впоследствии Грин говорил, что занимался в эти годы «простой бесполезной работой».

После войны он много путешествовал в качестве внештатного журналиста, долгое время жил в Ницце, во французской Ривьере, отчасти по соображениям уплаты налогов. Благодаря своим антиамериканским комментариям Грин добился встреч с такими коммунистическими лидерами, как Фидель Кастро и Хо Ши Мин.

В 50-е был корреспондентом журнала «Нью Рипаблик» в Индокитае. На основе событий в Южном Вьетнаме 1955-1956 создал роман «Тихий американец».

В 1960-1970 в качестве репортера объездил множество стран, неоднократно бывал в «горячих точках». Был знаком с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом, историю дружбы с которым опубликовал в конце жизни.

После того как Грин выступил в защиту обвиняемых по делу Синявского и Даниэля, его на время перестали печатать в СССР (вплоть до 1981).

Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: «Часть жизни» (1971) и «Пути спасения» (1980). Умер Грин в Веве (Vevey), Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: «Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге». За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию (первая часть книги вышла в 1989 году).

Гринландия

В своей автобиографической книге «Пути спасения» Грэм Грин писал: «Некоторые критики считают, что в какой-то части моего сознания расположена странная вулканическая и плодородная страна, которую они окрестили Гринландией, и я задаю себе вопрос, не ездят ли они по свету с шорами на глазах? «Это Индокитай, – хочется мне сказать им, – это Мексика, это Сьерра-Леоне, описанные скрупулезно и точно. Я ведь был не только писателем, но и журналистом. Уверяю вас, что мертвый ребенок лежал во рву именно в той позе и из канала в Фатдьеме действительно торчали трупы». Но я знаю, что спорить с ними бесполезно, они не поверят в мир, которого не замечают вокруг».

Как пишет К. Атарова, каждый отдельный штрих, образ, кусочек мозаики, из которой сложен узор романов Грина, не придуман, выхвачен из жизни метким взглядом писателя и журналиста. Однако сложенный из этих кусочков узор (разнообразный и по географии, и по тематике) имеет в чём-то схожую структуру и тип конфликта, отражающие гриновскую концепцию бытия.

Этот-то характерный узор и создает Гринландию: категории греха и искупления, приобретающие для Грина особую важность ещё в «Брайтонском леденце» (1938), где впервые ощущается католическая ориентация автора или вызывающие у Грина устойчивый интерес понятия жалости или сострадания ближнему как два типа этической позиции личности, которая и на себе ощущает бремя одиночества доминируют в этом сложном узоре.

Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул «Лолиту» Владимира Набокова на «Книгу года» в «Санди Таймс», одобрял участников «Great Train Robbery» (одного из самых крупных ограблений, случившихся в Британии). В письме в «Спектейтор» он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау (жестоко подавленное сопротивление кенийских племен против английской колонизации).

Награды писателя

Орден Кавалеров Почёта (1966)
Иерусалимская премия (1981)
Орден Заслуг (1986)

Библиография

Стихотворный сборник

[ Babbling April] (1925)

Романы

Человек внутри (1929)
(1930)
(1932)
(1932)
Это поле боя (1934)
(1935)
(1936)
(1938)
(1939)
(1940)
(1943)
(1948)
(1949)
(1951)
(1955)
Выигрыш (1955)
(1958)
(1960)
(1966)
(1969)
(1973)
(1978)
(1980)
(1982)
Десятый (1985)
(1988)

Автобиографии

(1922)
Часть жизни (1971)
Пути спасения (1980)
(1984)

Книги о путешествиях

(1936)
Дороги беззакония (1939)
В поисках героя. Два африканских дневника (1961)

Пьесы

Комната для живых (1953)
Теплица (1957)
Покладистый любовник (1959)
(1964)
(1975)
(1981)
(1983)
(1983)

Сборники рассказов

(1954)
Чувство реальности (1963)
Можете вы одолжить нам своего мужа? (1967)
Последнее слово и другие рассказы (1990)

Детские книги

(1946)
(1950)
(1952)
(1955)

Другое

(1942)
Потерянное детство (1952)
(1969)
(1974)
(1980)
(1989)
(1989)
(1991)
(1994)

Генри Грэм Грин - один из лучших английских писателей XX века, Почетный доктор Кембриджского (1962), Оксфордского (1963), Эдинбургского (1967) и Московского (1988) университетов. Родился 2 октября 1904 г. в городке Беркхэмстеде (графство Хартфордшир) в семье Чарльза Генри Грина, директора привилегированной местной школы, и Мэрион Грин. В школе отца и начал учиться. Однако здесь весьма поощрялось доносительство, и Грэм оказался в очень сложном положении: его вынуждали к шпионажу и в пользу администрации, и в пользу однокашников. В конце концов, после нескольких попыток самоубийства, он из школы сбежал. Учебу продолжил в престижном Баллиол-колледже Оксфордского университета. У него был природный писательский дар, и за три года в Баллиоле он опубликовал в студенческом журнале «Оксфорд Аутлук» и «Вестминстерской еженедельной газете» более 60 поэм, рассказов и очерков. По окончании университета пытался работать в различных компаниях, но безуспешно, а в 1926 г. нашел, наконец, свое призвание - стал журналистом и помощником редактора газеты «Таймс». К этому же периоду относятся его первые литературные опыты. Роман «Человек внутри» (название было взято у сэра Томаса Брауна: «Внутри меня есть человек, который на меня сердит»), увидевший свет в 1929 г., приносит ему известность. Он оставляет постоянную работу в редакции и с 1930 г. становится профессиональным писателем. Разъезжает по всей планете, нередко оказываясь в «горячих точках», где и собирает материал для своих книг. Совершает длительную поездку в Африку, проходит пешком сотни миль по территории Сьерра-Леоне и Либерии. В 1938 г. путешествует по Мексике, посещает Панаму. С началом Второй мировой войны его призывают на военную службу, и он получает назначение в британскую разведку. После войны работает в Индокитае в качестве внештатного корреспондента журнала «Нью рипаблик». Он уже знаменитый писатель. Его читают во всем мире. Один за другим выходят романы: криминальные, детективные, политические, сатирические, философские, с захватывающей интригой, - «Меня создала Англия» (1935), «Сила и слава» (1940), «Суть дела» (1948), «Тихий американец» (1955), «Наш человек в Гаване» (1958), «Ценой потери» (1961), «Почетный консул» (1973), «Человеческий фактор» (1978), «Доктор Фишер из Женевы» (1982) и многие другие. Они зачастую насыщены острыми драматическими ситуациями и в совокупности образуют, по выражению критиков, особую страну, «Гринландию». Мировое зло присутствует здесь как осязаемая сила, а герои, сломленные жизнью люди, находятся в тяжелейшем нравственном тупике. Человек в постоянной борьбе с самим собой, великий грешник, умирающий как герой, - вот основная тема Грина. Он всегда готов срывать маски с фальшивых авторитетов и умеет находить героизм там, где его меньше всего ожидаешь найти. В последние годы писатель жил на юге Франции, в Антибе, можно сказать, в добровольном изгнании, поскольку не очень ладил с британским истеблишментом.
Скончался Грэм Грин 3 апреля 1991 г. в Веве, швейцарском курорте на берегу Женевского озера. Крупнейший современный английский прозаик, он уже при жизни воспринимался как классик, был необычайно популярен и получил множество наград и премий. Наследие писателя и память о нем - в его книгах. Литературный багаж Грина довольно обширен: свыше 25 романов, сборники новелл и эссе, пьесы и киносценарии, детские и автобиографические произведения, путевые записки. В 1992 г. в России вышло его шеститомное собрание сочинений.
В нашем собрании представлен художественный фильм

ГРИН, ГРЭМ (Greene, Graham) (1904–1991), английский писатель, во многих произведениях которого детективный сюжет сочетается с религиозным подтекстом.

Родился 2 октября 1904 в Беркампстеде (графство Хартфордшир). Учился в Беркампстед-скул, где его отец был директором, потом в Бейллиол-колледже Оксфордского университета, одновременно поступил на работу в табачную компанию, понадеявшись с ее помощью попасть в Китай. Затем недолгое время сотрудничал в местном еженедельнике. В 21 год обрел духовную опору, приняв католичество, а в 1927 женился на Вивьен Дейрелл-Браунинг. С 1926 по 1930 служил в отделе писем лондонской «Таймс».

Грин распрощался с журналистикой после успеха своего первого романа Человек внутри (The Man Within , 1929). В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив Стамбульский экспресс (Stamboul Train ). Эту и последующие книги с элементами детективного жанра – Наемный убийца (A Gun for Sale , 1936), Доверенное лицо (The Confidential Agent , 1939), Ведомство страха (Ministry of Fear , 1943) – он назвал «развлекательными». Его романы Это поле боя (It"s a Battlefield , 1934) и Меня создала Англия (England Made Me , 1935, рус. перевод 1986) отражают социально-политическое брожение 1930-х годов. Брайтонский леденец (Brighton Rock , 1938) – первый «развлекательный» роман, события которого высвечены религиозной проблематикой.

В конце 1930-х годов Грин много путешествовал по Либерии и Мексике. Глубоко личные отчеты об этих поездках составили две книги путевых заметок Путешествие без карты (Journey Without Maps , 1936) и Дороги беззакония (The Lawless Roads , 1939). Политические гонения на католическую церковь в Мексике подвигли его на создание романа Сила и слава (The Power and the Glory , 1940), герой которого, греховодник, «пьющий падре», противостоит гонителям церкви.

С 1941 по 1944 Грин как сотрудник министерства иностранных дел находился в Западной Африке, где развернутся события его романа Суть дела (The Heart of the Matter , 1948), принесшего ему международное признание. События следующего важного романа Грина, любовной истории Конец одного романа (The End of the Affair , 1951), происходят в Лондоне во время германских бомбежек во Вторую мировую войну.

Более позднее творчество Грина отличает чувство злободневности, которое он, вероятно, обрел, работая корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. Место действия поздних романов Грина – экзотические страны накануне международных конфликтов: в разоблачительном, прозревающем будущее романе Тихий американец (The Quiet American ,1955) – Юго-Восточная Азия перед американским вторжением; в Нашем человеке в Гаване (Our Man in Havana , 1958) – Куба накануне революции; в Комедиантах (Comedians , 1966) – Гаити в правление Франсуа Дювалье. В позднем творчестве Грина религия хотя и присутствует, но отступает на второй план, и ее авторитет перестает быть непререкаемым. Например, концовка романа Ценой потери (A Burnt-out Case , 1961) дает понять, что христианство не в силах помочь современному человеку.

Среди других произведений Грина – пьесы Комната для живых (The Living Room , 1953), Теплица (The Potting Shed , 1957) и Покладистый любовник (The Complaisant Lover , 1959); сборники рассказов Двадцать один рассказ (Twenty-one Stories , 1954), Чувство реальности (A Sense of Reality , 1963) и Можно мы похитим твоего мужа? (May We Borrow Your Husband? , 1967); сборники эссе Потерянное детство (The Lost Childhood , 1951; впоследствии расширен), Избранные эссе (Collected Essays , 1969); романы Путешествие с тетушкой (Travels With My Aunt , 1969, рус. перевод 1989), Почетный консул (The Honorary Consul , 1973, рус. перевод 1983), Человеческий фактор (The Human Factor , 1978, рус. перевод 1988), Монсеньор Кихот (Monsignor Quixote , 1982, рус. перевод 1989) и Десятый (The Tenth Man , 1985, рус. перевод 1986); биография Обезьянка лорда Рочестера (Lord Rochester"s Monkey , 1974). По многим его произведениям сняты фильмы, в том числе картина Третий (The Third Man , 1950); иногда он выступал и как автор сценария. Умер Грин в Веве (Швейцария) 3 апреля 1991.

Британский писатель, драматург и литературный критик. Один из самых известных писателей 20-го века; одинаково любим и почитаем и широкими народными массами, и любителями интеллектуальной литературы.


Родился Грэм Грин в Беркхамстеде, Хартфордшир, Англия (Berkhamsted, Hertfordshire, England). Он был четвертым из шестерых детей; младший его брат Хью (Hugh) позже стал генеральным директором BBC, а старший – Рэймонд (Raymond) – выдающимся медиком и альпинистом.

В школе Грэму Грину приходилось нелегко – даже несмотря на тот факт, что директором этой школы был его же отец. Издевательства одноклассников несколько раз доводили Грина до попыток самоубийства. В конечном итоге 16-летнего Грэма отправили в Лондон к психоаналитикам – шаг по тем временам практически крайний. Следует отметить, что были у Грэма в школе и друзья – сатирик Клод Кокберн (Claud Cockburn) и историк Питер Куэннелл (Peter Quennell).

В 1922-м Грэм Грин вступил – хотя и ненадолго – в ряды коммунистической партии Великобритании.

В 1925-м Грин – на тот момент учившийся в Баллиол-колледже Оксфорда (Balliol College, Oxford) – издал свою первую книгу; сборник стихов "Babbling April" принят был довольно вяло. В Оксфорде Грэм продолжал страдать от довольно сильной депрессии, однако виду не подавал.

Окончив учебу и получив степень по истории, Грин устроился работать частным преподавателем. Позже Грэм переключился на журналистику; сначала он работал в "Nottingham Journal", затем – в "The Times". Еще в "Nottingham Journal" Грэм познакомился с Вивьен Дэйрелл-Браунинг (Vivien Dayrell-Browning), сумевшей превратить его из агностика в католика. В 1926-м Грин окончательно переквалифицировался в католика, а в 1927-м – женился на Вивьен. В браке у них родилось двое детей. В 1948-м Вивьен и Грэм разъехались; у писателя в дальнейшем было еще несколько романов, однако развода он так и не получил и второй раз не женился.

Первую свою книгу – "Человек внутри" ("The Man Within") – Грин издал в 1929-м. Приняли его дебют довольно тепло; Грэм обрел веру в себя, бросил работу помощника редактора и переключился на написание книг. Следующие его работы, "The Name of Action" и "Rumour at Nightfall", к сожалению, успех первой книги не повторили. Четвертая книга, "Стамбульский экспресс" ("Stamboul Train"), читателям понравилась – через два года по ней даже сняли фильм.

Существовал Грэм Грин в то время на доходы от книг и заработную плату внештатного журналиста. Параллельно Грин редактировал журнал "Night and Day", который в 1937-м закрылся. Некоторую роль в этом сыграл и сам Грин – его отзыв на картину "Wee Willie Winkie" стоил журналу проигранного судебного иска. Грэм Грин назвал звезду фильма 9-летнюю Ширли Темпл (Shirley Temple) "сомнительной кокеткой"; сейчас эта рецензия считается одним из первых примеров критики навязчивой сексуализации детей.

Книги Грина можно примерно разделить на два вида – триллеры (преимущественно развлекательная литература с легкими философскими нотками) и более серьезные труды (на которых, по мнению Грэма, его репутация и основывалась). Со временем, однако, виды эти начали сливаться до почти полной неразличимости; последней "чисто развлекательной" книгой по мнению самого Грэма стала "Наш человек в Гаване" ("Our Man in Havana") 1958-го.

Грин по праву считался одним из самых "кинематографических" писателей своего времени; большинство его повестей и многие его пьесы и рассказы рано или поздно были экранизированы. По данным Internet Movie Database всего в период с 1934-го по 2010-й вышло 66 картин по книгам Грэма Грина.

На протяжении своей жизни Грэм Грин много путешествовал; очень часто судьба заносила его в чрезвычайно отдаленные от Англии уголки земного шара. В конечном итоге активного путешественника завербовали в MI6; сделала это уже работавшая на британскую разведку сестра Грина Элизабет (Elisabeth). Другом и руководителем Грина была сам Ким Филби (Kim Philby), позже оказавшийся советским агентом. Путешествия помогали Грэму Грину и в литературной деятельности – он нередко вводил встреченных им персонажей в собственные произведения.

Впервые покинул Европу Грин в 30 лет, в 1935-м – тогда он отправился в Либерию (Liberia). Путешествие дало ему достаточно материала для путевого дневника "Путешествия без карты" ("Journey Without Maps"). В 1938-м Грэм Грин отправился в Мексику (Mexico); писатель пожелал лично пронаблюдать за новой правительственной антикатолической секуляризационной программой. По мотивам этой поездки Грэм Грин написал две книги – документальную "Дороги беззакония" ("The Lawless Roads"), выходившую в США под названием "Другая Мексика" ("Another Mexico") и художественную "Сила и слава" ("The Power and the Glory"). В 1953-м Грэму дали понять, что "Сила и слава" наносит явный ущерб репутации церкви; весть эта, судя по всему, исходила из высших эшелонов церковной власти. Известно, впр очем, что позже Грину довелось пообщаться с самим папой Павлом VI (Paul VI); тот признал, что некоторые фрагменты священников и впрямь задевают, однако в целом Грину на критиков внимание обращать не стоит.

В 1966-м Грин, ставший жертвой финансовой махинации, решил покинуть Британию и обосноваться в Антибе (Antibes) – поближе к своей новой возлюбленной, Ивонн Клоэтте (Yvonne Cloetta). Роман их продолжался до самой смерти писателя.

Грэм Грин (англ. Henry Graham Greene , урождённый Генри Грэм Грин ) - английский писатель, в 1940-е годы - сотрудник британской разведки.

В 1956 отказался от ордена Британской империи; принял орден Кавалеров Почёта в 1966 и орден «Орден Заслуг» в 1986 . Лауреат Иерусалимской премии (1981 ).

Родился в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин (урождённая Рэймонд). В семье был четвёртым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признáется, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Баллиол-колледже Оксфордского университета.

Ранние годы

Первоначально работал журналистом в «Ноттингэм Джорнэл », затем внештатным корреспондентом «Таймс ». В 1926 году принял католицизм (в противовес господствующей в Великобритании англиканской церкви ). После выхода своего первого романа «Человек внутри » (The Man Within, 1929) оставил журналистику. В 1932 году опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс » (Stamboul Train). Эту и последующие книги с элементами детективного жанра - «Наемный убийца» (A Gun for Sale, 1936), «Доверенное лицо» (The Confidential Agent, 1939), «Ведомство страха» (Ministry of Fear, 1943) - он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 году «Меня создала Англия » (England Made Me) - книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса.

Путешествия

В 1930-х годах Грин побывал в Либерии (1934-35) и Мексике (1938), результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 году он создал один из своих лучших романов «Сила и слава» . Книга поначалу вызвала резкую критику со стороны католической церкви.

С 1941 по 1944 Грин работал в британской разведке в Сьерра-Леоне и в Португалии, где он числился представителем министерства иностранных дел Великобритании. Одним из его коллег в те годы был Ким Филби. После Второй мировой войны был корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. На основе событий в Южном Вьетнаме 1955-56 годов создал роман «Тихий американец».

В 1960-1970-е годы в качестве репортёра объездил множество стран, неоднократно бывал в «горячих точках». Был знаком со многими влиятельными политиками, в частности, с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом. Это знакомство частично отражено в книге Джона Перкинса "Исповедь экономического убийцы" .

После того как Грин выступил в защиту обвиняемых по делу Синявского и Даниэля, его на время перестали печатать в СССР (ни одного издания в период с 1968 по 1980 год, начиная с 1981 издания возобновились).

Многократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил её из-за многочисленных претензий критиков. Шведский академик, поэт и романист Артур Лундквист заявил, что «этот детективный автор получит премию только через мой труп».

Основные черты творчества

Многие критики сходятся во мнении: Грэм Грин - именно тот писатель, «кто одинаково нравится как обыкновенным читателям, так и интеллектуалам». Известно, что сам он делил свои произведения на «серьёзные» и «развлекательные», но различия между ними вряд ли существенны. Ведь в большинстве романов Грина есть динамичный сюжет, запутанная интрига в сочетании с политическими концепциями, вырастающими из размышлений о жизни.

За свою долгую жизнь Грин не раз менял общественно-политические пристрастия, то выступая с резкой критикой западной цивилизации, то выдвигая идею «третьего мира», укрепить который может лишь некий синтез коммунизма и католицизма. Но непримиримость художника ко всем видам насилия и произвола - будь то диктаторские, колониальные режимы, проявления фашизма, расизма или религиозной нетерпимости - оставалась непреходящей. Писателя воспринимали как своего рода политический сейсмограф, реагирующий на толчки и взрывы истории, чутко ощущающий «болевые места» планеты.