Биография. Биография Горшков адмирал флота краткая биография

Горшков Сергей Георгиевич

(1910–1988)


Сергей Георгиевич Горшков был видным флотским военачальником, внесшим большой вклад в строительство и развитие советского Военно-Морского Флота.

Он родился 26 февраля 1910 г. в Каменец-Подольске Хмельницкой обл. Отец, Горшков Георгий Михайлович, впоследствии заслуженный учитель республики, более 50 лет преподавал математику и физику. Мать, Горшкова Елена Федосеевна, была учительницей русского языка.

В судьбе будущего Главкома отразились многие важные для страны и флота события. В 1927 г. семнадцатилетним юношей по комсомольской путевке он поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и в 1931 г. окончил это учебное заведение. После окончания училища несколько лет служил вахтенным начальником, штурманом на надводных кораблях Черноморского флота. Затем С.Г. Горшков прошел все командирские ступени: командир сторожевого корабля, эсминца, бригады эсминцев ТОФ, а с 1939 г. – командир бригады эсминцев ЧФ. В тридцатилетнем возрасте Сергей Георгиевич возглавил бригаду крейсеров Черноморского флота, а в мае 1941 г. окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава флота при Военно-морской академии.

В годы Великой Отечественной войны С.Г. Горшков принимал активное участие в боевых действиях. Корабли его бригады героически защищали осажденную Одессу, успешно осуществили первый на Черном море десант в районе Григорьевки. В октябре 1941 г.

С.Г. Горшков, которому незадолго до этого было присвоено звание контр-адмирал, был назначен командующим Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской операции в декабре 1941 г. корабли и суда флотилии перевезли на северное побережье Керченского полуострова около 6 тысяч человек, большое количество боевой техники и боеприпасов. Керченско-Феодосийская операция позволила сорвать вторжение противника через Керченский пролив и вынудила 11-ю немецко-фашистскую армию перейти к обороне под Севастополем.

Азовская флотилия стала одним из первых морских формирований, принявших участие в битве за Кавказ. 9 августа 1942 г. военные советы Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота приняли решение возложить на 32-летнего контр-адмирала командование объединенными силами Азовской флотилии и Керченской, Новороссийской, Темрюкской военно-морских баз. В самый разгар тяжелых боев с фашистами 27 августа 1942 г. Сергей Георгиевич был принят в ряды ВКП(б). После расформирования Азовской флотилии в сентябре 1942 г. С.Г. Горшков был назначен заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом. В феврале 1943 г. в связи с успешным наступлением советских войск и освобождением ряда городов на юге нашей страны была воссоздана Азовская флотилия. Ее командующим назначен С.Г. Горшков.

Весной 1943 г. флотилия под командованием С.Г. Горшкова принимала участие в ряде десантных и набеговых операций для содействия войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов. Наиболее крупными операциями флотилии были: десант в Мариуполь, Осипенко и Темрюк; поддержка с моря частей Северо-Кавказского фронта и, наконец, крупная десантная операция в ноябре 1943 г.

По высадке частей отдельной Приморской армии на Керченском полуострове.

За умелое и мужественное руководство боевыми операциями по высадке десантов в районе Таганрога и Осипенко и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашист¬скими захватчиками Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 сентября 1943 г. наградил контр-адмирала С.Г. Горшкова орденом Кутузова I степени.

В 1944 г. наступление войск 3-го Украинского фронта потребовало поддержки со стороны флота. Азовская флотилия переформировывается в Дунайскую и перебазируется в Одессу. Ее командующим назначен С.Г. Горшков. В сентябре 1944 г. ему присваивают звание вице-адмирал, его имя за умелое командование флотилией не раз упоминается в Приказах Верховного Главнокомандующего.

Во время боевых операций судьба столкнула Сергея Георгиевича с маршалом Г.К. Жуковым. Встреча оказалась не из приятных. Немцы тогда остановили наше наступление на берегу какой-то реки. Чтобы изменить ситуацию, приехал Жуков. Он встретился с армейскими военачальниками, которые объяснили маршалу, что не могут переправиться из-за отсутствия плавсредств. Срочно нашли командующего флотилией. Как вспоминал много лет спустя Сергей Георгиевич, Жуков дал время до семи утра следующего дня (встреча произошла около пяти часов вечера): "Если к этому времени два ударных батальона не будут переправлены на тот берег, – заявил Жуков, – я Вас расстреляю".

Поскольку у Горшкова необходимых плавсредств просто не было, пришлось срочно разбирать деревянные дома в близлежащих деревнях и сооружать плоты, а для жителей рыть землянки. На плотах размещали людей и технику, и корабли флотилии буксировали их к другому берегу. В пять часов утра войска были переправлены, и под их ударами фашисты вынуждены были отступить.

В январе 1945 г. Сергей Георгиевич назначается командующим эскадрой кораблей Черноморского флота. В представлении сказано, что назначение тов. С.Г. Горшкова на должность командующего эскадрой преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала.

В ноябре 1948 г. вице-адмирал С.Г. Горшков становится начальником штаба, а в августе 1951 г. – командующим Черноморским флотом. 3 августа 1953 г. ему было присвоено звание адмирал. С июля 1955 г. он – первый заместитель Главнокомандующего, а с января 1956 г. – Главнокомандующий ВМФ и заместитель Министра обороны СССР.

С именем С.Г. Горшкова связано становление и развитие советского ракетно-ядерного Военно-Морского Флота. Вот как оценивают роль Главкома в создании нашего океанского флота те, кто проектировал и строил новые корабли, кто плавал на них и служил под непосредственным руководством С.Г. Горшкова:

Е.В. Юхнин (генеральный конструктор, начальник СПКБ):

"Сергей Георгиевич, как никто другой в истории России, уделял внимание строительству флота… У него была высочайшая техническая эрудиция. Главком никогда не пытался показать, что является специалистом во всех областях, но пожелания, которые он высказывал во время рассмотрения проектов, действительно отражали суть вопроса.

Бывал я с ним, и когда он посещал флота, там я видел настоящего командующего. Был это человек жесткий, как и должен быть военный руководитель такого ранга. Вместе с тем, не было никакого самодурства.

…Конечно, Главнокомандующий не мог работать, чтобы кого-то не снять, не уволить, не наказать. Наверное, были единицы, кто испытал на себе его недовольство. Но вот в науке, в промышленности его все очень любили и уважали как большого государственного человека, который много сил… отдавал созданию флота" (Вести, 1995, 7 мая).

Адмирал флота Н.Д. Сергеев (в 1964–1977 гг. начальник Главного штаба ВМФ):

"С.Г. Горшков без малого 30 лет был Главнокомандующим Военно-Морским Флотом. Своей активной служебной и общественной деятельностью он завоевал всеобщее признание и авторитет. Сергей Георгиевич внес большой вклад в развитие теории и практики военно-морского искусства, его труды изданы не только в нашей стране, но и за рубежом" (Красная звезда, 1988, 17 мая).

С.Г. Горшков был редактором 3-го тома "Морского атласа" и "Атласа океанов", автором военно-теоретических и исторических трудов "Морская мощь государства" (1979), "На страже Отчизны" (1980), изданных посмертно мемуаров "На южном приморском фланге" (1989), "Во флотском строю" (1996) и др.

Адмирал флота Г.М. Егоров (начальник Главного штаба ВМФ в 1977–1981 гг.):

"Длительная совместная служба в непосредственном подчинении Главнокомандующего ВМФ с 1967 по 1981 г. (в должности зам. ГК ВМФ – начальник БП ВМФ, командующий СФ, начальник ГШ ВМФ) позволяет судить мне, а также всем ветеранам ВМФ, что в лице С.Г. Горшкова Военно-Морской Флот Советского Союза имел непререкаемый авторитет и уважение на всех уровнях от рядовых до адмиралов, в силу его незаурядных морских, волевых и организаторских качеств, высокого чувства личной ответственности за боеготовность флота, трудолюбия и уникального по масштабам умения предвидеть и вовремя действовать в крайне непростых, порой критических ситуациях" (Егоров Г.М. Послесловие к мемуарам С.Г. Горшкова. Во флотском строю. СПб., 1996, с. 405–406).

Адмирал А.П. Михайловский (в 1979–1981 гг. командир Ленинградской военно-морской базы):

"Пожалуй, в том, что страна всего за четверть века сумела построить могучий флот – гарант стратегического паритета в Мировом океане, немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что строительством этим бессменно управлял один человек – Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков" (Михайловский А.П. Адмиралтейская игла: Записки адмирала. СПб., 1999, с. 143).

Контр-адмирал В.С. Козлов (начальник 10-го отдела ГШ ВМФ, начальник Управления военно-технического сотрудничества ГШ ВМФ в 1977–1988 гг.): "Я знал Сергея Георгиевича почти тридцать лет, из них половину находился в непосредственном его подчинении, входя в ближнее окружение, часто сопровождал в деловых поездках и официальных визитах за рубеж…

…Мне посчастливилось сопровождать Сергея Георгиевича во время его последнего визита в Индию в 1981 г. Маршрут перелета проходил над Афганистаном, где еще шли бои, выделенным коридором через Пакистан, напрямую в аэропорт Дели. Здесь пышная встреча с караулом в красочной форме, ковровыми дорожками, россыпью лепестков роз и какими-то цветными фантиками.

…Во время того визита Главком был принят премьер-министром Индирой Ганди… В небольшом кабинете нас встретила женщина с приятным, но уставшим от больших забот лицом, седой прядью в гладко зачесанных волосах, одетая в зеленоватое сари… Беседа продолжалась около 45 минут. Хозяйка выразила признательность нашей стране и ее руководителю Л. Брежневу за большую помощь в развитии индийских вооруженных сил, отметила общность интересов обеих стран в международных вопросах.

Главком рассказал об обстановке в Индийском океане, о нашей эскадре как средстве противодействия агрессивным устремлениям США. Напомнил о первой встрече в Севастополе с Дж. Неру, сопровождаемым дочерью, во время визита в Советский Союз в начале 50-х годов. Предложил осуществить индийским кораблям визит в любой наш порт. В свою очередь, Индира Ганди порекомендовала поближе познакомиться с кораблями и моряками ВМС, найти время и посмотреть многое интересное в ее "стране чудес". Прощаясь с этой замечательной женщиной, мы не полагали, что через три года ее не станет, она погибнет от рук террориста.

Говоря о сотрудничестве по военной линии с Индией, надо сказать, что с легкой руки С.Г. Горшкова оно приобрело взаимовыгодную, масштабную форму деловых, дружественных отношений и продолжается успешно и поныне" (Козлов В.С. Жизнь, посвященная флоту. СПб., 2003, с. 151, 159–161).

С.Г. Горшков, как Главком ВМФ, принимал непосредственное участие в разработке облика и структуры нового флота, основу ударной мощи которого составили атомные подводные лодки, во¬оруженные дальнобойными баллистическими ракетами. Создание океанского атомного флота – это настоящая эпопея героических свершений. Беспримерные походы советских атомных подводных лодок под вековыми льдами к Северному полюсу и в труднодоступные районы Арктики, первое в мире групповое кругосветное плавание подводных атомоходов постоянно находились под личным контролем Главкома ВМФ.

Заслуги Сергея Георгиевича Горшкова перед Родиной получили высокое признание. 22 апреля 1962 г. ему было присвоено звание адмирал флота, а в 1967 г. – звание Адмирал Флота Советского Союза. Он был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1965, 1982), награжден семью орденами Ленина, другими государственными наградами, а также орденами и медалями иностранных государств. Лауреат Государственной (1980) и Ленинской (1985) премий СССР. Депутат Верховного Совета СССР 4 – 11 созывов, член ЦК КПСС с 1961 г.

9 декабря 1985 г. С.Г. Горшков подписал свой последний приказ № 320, в котором извещал личный состав ВМФ о том, что передал обязанности Главнокомандующего ВМФ и заместителя Министра обороны адмиралу флота Чернавину Владимиру Николаевичу и перешел в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны.

Таким образом, тридцать лет курсом в океан вел флот Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. "Тридцать главкомовских лет Сергея Георгиевича, – писал адмирал И.В. Касатонов, в 1991–1998 гг. – первый заместитель Главкома ВМФ, – это еще и "школа Горшкова" – несколько поколений адмиралов и офицеров, которых он заметил и вывел не только в океан, но и на оперативный простор государственного мышления. В подборе кадров у Горшкова практически не было ошибок, он умел находить нужных и достойных людей. Находить не в паркетных коридорах, а на флотах, начиная каждый учебный год с личного посещения частей и соединений. Потом появились и новые формы обучения – оперативные сборы в академии, сборы на флотах с выходами в море, выставки оружия и показные учения.

Сергей Георгиевич был настоящим моряком и даже в преклонном возрасте при любой возможности непременно выходил в море. И именно благодаря ему, его школе боевой учебы наш Военно-Морской Флот стал узнаваем и уважаем во всех уголках Мирового океана.

…Не так давно в Англии был опубликован список самых выдающихся флотоводцев всех времен и народов. И в верхнюю часть этого списка наряду со своим национальным героем адмиралом Нельсоном британцы поставили Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Жаль только, что первыми во всеуслышание это признали англичане, а в России корабли построенного Сергеем Георгиевичем Горшковым океанского флота все теснее прижимаются к причальным стенкам" (Красная звезда, 1997, 26 февраля).

Спустя несколько лет после перехода в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны 13 мая 1988 г. Сергей Георгиевич Горшков скончался. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, где ему установлен памятник. В Коломне Московской области установлен бронзовый бюст С.Г. Горшкова. Мемориальные доски Дважды Герою Советского Союза Адмиралу Флота Советского Союза С.Г. Горшкову установлены в Москве и Новороссийске. Его именем назван тяжелый авианесущий крейсер и головной фрегат для ВМФ России.

Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 139–153.
Военно-морская академия. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991, с. 93, 116, 213, 258, 297, 313.
Военно-морской энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2003, с. 211.
Герои битвы за Кавказ. Цхинвали, 1975, с. 47–52.
Герои огненных лет. Кн. 8. М., 1985, с. 70–87.
Герои Советского Союза. Т. 1. М., 1987, с. 359.
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937–1945. М., 1977, с. 132–135.
Гордость и слава Подолии. Львов, 1985, с. 8–15.
Золотая книга Санкт-Петербурга. Т. 3. СПб., 2003, с. 476–477.
Козлов В.С. Жизнь, посвященная флоту. СПб., 2003. 206 с.
Международное военное сотрудничество Военно-Морского Флота. М., 2003, с. 124–147.
Словарь биографический морской. СПб., 2000, с. 109–110.

26 февраля 1910 года родился будущий главнокомандующий Военно-Морским Флотом, заместитель министра обороны СССР, дважды Герой Советского Союза - Адмирал Сергей Георгиевич Горшков. Человек, связавший всю свою жизнь с флотом, внесший неоценимый вклад в укрепление обороноспособности нашей Родины.

Сергей Георгиевич Горшков


Сергей Георгиевич родился в городе Каменец-Подольский на Украине, в 1912 году переехал с семьёй в Коломну, где окончил школу и проживал вплоть до поступления в Ленинградский университет в 1927 году, который бросил в том же году и поступил в Ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе.

Окончив училище, в 1931 году Горшков проходит службу на Черноморском флоте на эсминце "Фрунзе", затем молодой штурман получает назначение на Тихоокеанский флот, где продолжает службу на эсминце "Томск". Командует сторожевым кораблём "Бурун". В 1937 году Сергей Георгиевич оканчивает командные курсы ВМФ и принимает командование над эсминцем "Разящий", а спустя год становится командиром седьмой морской бригады. Громит японцев в районе озера Хасан.

В 1939 году капитана второго ранга Горшкова вновь переводят на Черноморский флот на должность командира бригады крейсеров. В этой должности Сергей Георгиевич встречает начало Великой Отечественной войны. Соединение под его руководством участвует в обороне Одессы. В августе 1941 Горшков принимает командование над Азовской флотилией, участвует в в Керченско-Феодосийской десантной операции, после отхода сухопутных сил к Новороссийску, осуществляет прорыв из Азовского в Чёрное море. С августа 1942 руководит морской обороной Новороссийского района. В ноябре того же года принимает командование над 47 армией, участвует в обороне Кавказа.

Памятник морякам Азовской военной флотилии в городе Таганроге


В феврале 1943 года возвращается к должности командующего Азовской флотилией. Освобождает Южную Украину и Тамань. В апреле 1944 принимает командование над Дунайской флотилией, участвует в Ясско-Кишинёвской, Белградской и Будапештской операциях. В декабре того же года Горшков получает назначение на должность командующего Черноморской эскадрой. В этой должности Сергей Георгиевич встретит Победу.

После войны Сергей Георгиевич Горшков занимает должность начальника штаба Черноморского флота, а в 1951 году принимает командование над ним. В 1956 году Адмирал Горшков становится главнокомандующим военно-морским флотом Советского Союза, эту должность он занимает на протяжении, без малого, тридцати лет до 1985 года.

За годы службы Горшкова на посту главкома, Советский флот претерпел кардинальные изменения. Сергей Георгиевич был сторонником подводного и авианесущего флота большого радиуса действия, способствовал появлению подводных атомных ракетоносцев - надёжного ядерного щита нашей страны, авианесущих кораблей, специализированных самолётов и вертолётов морской авиации. Советский флот стал ракетно-ядерным, а эскадры встали на боевое дежурство в мировых океанах.

За заслуги перед Родиной, Сергей Георгиевич Горшков был дважды удостоен звания Героя Советского союза в 1965 и 1982 годах. Награждён орденами - Ленина (семикратно), Октябрьской Революции, Красного Знамени (четырежды), Ушакова I и II степени, Кутузова I степени, Отечественной Войны I степени, Красной Звезды, За службу Родине в вооружённых силах СССР III степени, медалями.

Скончался Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков 13 мая 1988 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

МОЖНО без преувеличения сказать, что самое существенное влияние на развитие советского Военно-морского флота в послевоенный период оказал Сергей Георгиевич Горшков. Вероятно, по-другому и быть не могло, так как этот человек был Главнокомандующим Военно-морским флотом в течение тридцати (!) лет.

В воспоминаниях сослуживцев и подчиненных личность Горшкова не всегда выглядит однозначной. Но в целом в мемуарах преобладает похвальная и даже восторженная тональность. Только с уходом Сергея Георгиевича с должности в 1985 г. некоторые адмиралы начали бросать фразы об упущениях Горшкова в вопросах строительства флота, о барских чертах его характера, тяге к внешнему блеску и наградам. Адмирала могли упрекнуть и в нетерпимости к инакомыслию, и в ревности к соперникам по службе. Но ни в одной публикации о Горшкове не встретишь не то что фактов, но и упоминаний о слабом уровне его подготовки, о непрофессионализме. Потому что как раз в этих вопросах Сергей Георгиевич был силен.

Думаю, это не случайно. Продержаться тридцать лет на посту Главнокомандующего ВМФ, когда в государстве пять раз менялись первые лица (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев), очевидно, мог только такой человек, который обладал не только огромными профессиональными знаниями, умениями, но и недюжинными политическими, дипломатическими способностями и даром психолога. Такого продолжительного опыта руководства флотом, как у Сергея Георгиевича Горшкова, за всю историю отечественного флота не было ни у одного российского адмирала, да и ни у одного военачальника других видов Вооруженных сил.

Этому факту есть ряд объяснений.

ПАРТИЙНАЯ ХВАТКА

К середине 60-х гг. Горшков, помимо огромных профессиональных знаний и опыта, приобрел хватку партийно-государственного деятеля. Он уже почти 10 лет руководил Военно-морским флотом. При этом, являясь с 1956 г. кандидатом, а с 1961 г. - членом ЦК КПСС, безукоризненно четко усвоил те партийные механизмы, которые обеспечивали приоритет в развитии той или иной области военного дела, способствовали личному престижу и утверждению в верхних структурах власти государства. Кроме того, надо отметить и исключительно удачное для карьеры Горшкова стечение обстоятельств.

14 октября 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС был смещен Никита Хрущев, наступил восемнадцатилетний этап правления Леонида Брежнева. Именно с приходом Леонида Ильича к руководству страной Горшков, благодаря их общему, объединяющему прошлому в годы Великой Отечественной войны, приобрел качественно новое положение. Он получил возможность прямо выходить на общение с первым лицом государства и некоторую независимость от МО СССР.

Еще больше укрепились позиции Горшкова как Главнокомандующего ВМФ с приходом к руководству Министерством обороны Маршала Советского Союза Андрея Гречко в 1967 г. Брежнев, Гречко и Горшков хорошо знали друг друга. Их объединяли военные события 1942-1943 гг. под Новороссийском. Андрей Антонович Гречко тогда командовал 47-й, а затем 18-й армиями. В то же время Брежнев был начальником политотдела 18-й армии. В свою очередь, Горшков, будучи заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом и командующим Азовской флотилией, по ходу боевых действий находился в постоянном контакте с Гречко и Брежневым. Более того, Сергею Георгиевичу некоторое время даже довелось командовать 47-й армией. Обе армии, 18-я и 47-я, длительное время воевали по соседству друг с другом.

Лучшие дня

Все эти обстоятельства определили взаимные личные симпатии трех руководителей, что впоследствии во многом играло исключительно важную роль в судьбе Сергея Георгиевича уже в должности Главкома ВМФ.

Кстати, сам путь Горшкова "наверх", в Главкомы, определил еще один влиятельный военачальник - Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, знавший Горшкова еще с довоенных времен. Кузнецов занимал пост Главкома ВМФ после войны, но к 1955 г. серьезно заболел и ввиду болезни обратился к министру обороны Жукову с просьбой освободить его от высокой должности и перевести на другую. Из-за натянутых взаимоотношений между этими военачальниками просьбу расценили как нежелание Кузнецова работать с Жуковым. Ответа Главком не получил, но ему было разрешено подобрать такого заместителя, который мог бы полноценно исполнять все соответствующие должности обязанности. Николай Герасимович назвал адмирала Горшкова, в то время командовавшего Черноморским флотом.

Так в июле 1955 г. Сергей Георгиевич занял пост первого заместителя ГК ВМФ, а 5 января 1956 г. стал Главнокомандующим ВМФ.

Вслед за этим Горшков получает самые высокие звания: 1962 г. - адмирал флота, 7 мая 1965 г. - Герой Советского Союза, 1967 г. - Адмирал Флота Советского Союза, 1982 г. - дважды Герой Советского Союза. Также Сергей Георгиевич был удостоен двух самых престижных премий, Государственной и Ленинской, соответственно за 1980 и 1985 гг.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

Карьера Горшкова шла гладко, без препятствий. Но все-таки в жизни адмирала произошло два события, которые чуть было не сыграли в его судьбе роковую роль.

Первое пришлось на время середины службы в Тихом океане. 7 ноября 1938 г. новейший эсминец "Решительный" совершал переход на буксире от гавани Владивосток, где предстояли заключительные испытания только что построенного корабля. Руководил переходом командир бригады эсминцев, капитан 3 ранга Горшков.

К вечеру погода испортилась, сила ветра достигла 11 баллов. Буксир лопнул - и эсминец понесло. "Решительный" ударило о скалу и выбросило на пустынный берег. Корабль разломился на части. Казалось бы, командная карьера Горшкова оборвалась навсегда. Но...

О гибели эсминца лично Сталину докладывал командующий флотом Кузнецов. Ему удалось отстоять Горшкова. Дело не было передано в суд. А через год Горшкова назначили командиром бригады эсминцев на Черноморский флот.

Судьба сберегла Горшкова для будущего, для руководства всем Советским ВМФ. Но и в начале самой высокой морской карьеры Горшкову пришлось пройти через еще одно испытание.

В ночь на 29 октября 1955 г. под килем линейного корабля "Новороссийск", стоявшего в Севастопольской бухте на штатных швартовых бочках и на якорях, раздался неимоверный взрыв. Флагманский корабль Черноморского флота погиб, унеся с собой 607 жизней. Менее чем за четыре месяца до этого Горшков покинул пост командующего Черноморским флотом, передав его вице-адмиралу Владимиру Пархоменко. На момент трагедии Сергей Георгиевич фактически руководил всем Военно-морским флотом, т.к. Кузнецов уже полгода почти не исполнял обязанности ГК ВМФ из-за болезни.

Казалось, что гибель линкора не может не отразиться на судьбе адмирала. Но... 15 декабря 1955 г. с должности снимают лишь преемника Горшкова Пархоменко. И это при том, что Пархоменко прокомандовал флотом всего три месяца с небольшим. Более того, от командования Военно-морским флотом окончательно отстраняют Кузнецова... А Сергей Георгиевич Горшков

ВЫХОД В ОКЕАН

Что памятного, особого и необычного произошло за этот длительный срок? Коротко на вопрос можно ответить так: создан самый мощный за всю историю страны океанский ракетно-ядерный Военно-морской флот со всеми его достоинствами. С достоинствами - да, но и с целым рядом нерешенных проблем. Одним из главных недостатков, допущенных при руководстве Горшкова, являлось то, что флот, хоть и многочисленный, был несбалансированным. Со всей ясностью это проявилось к началу 90-х гг., когда перед ВМФ встал сложнейший вопрос: что делать с огромным (250 единиц) количеством устаревших атомных подводных лодок и с другими силами, выводимыми из боевого состава флотов? Другая проблема - как сохранить боеспособным ядро флота - наиболее ценные и крупные корабли, если... не будет войны! Пути решения этих проблем Горшков найти не смог.

Почему? По двум причинам. С одной стороны, процесс тормозили объективные условия: нехватка мощностей для строительства всех элементов флота, недостаточность научных проработок в различных областях, высочайший бюрократизм на всех уровнях власти. Именно поэтому не решены были проблемы ремонта многочисленного флота, утилизации отслуживших срок кораблей, особенно атомных подлодок, мореходных океанских судов снабжения, плавмастерских, плавбаз. Ощущалась нехватка вспомогательных судов и других средств обеспечения. С другой стороны, изменить объективные факторы можно было, лишь проявив необычайную смелость, идя на риск в спорах, требуя от оборонного комплекса настоящего, глубокого внимания к проблемам. А такое под силу не каждому.

Воспитанный в духе повиновения партийно-государственному аппарату, Горшков не мог решиться на кардинальные шаги. Тем более что в целом Сергей Георгиевич вносил немалую положительную лепту в процесс строительства флота, в развитие военно-морской теории, в кадровую работу, используя благосклонность высших лиц страны к себе лично. Исключительно тесные взаимоотношения Горшкова с партийно-государственным аппаратом позволяли ему практически безраздельно диктовать свою волю в области флота. Но только в рамках установленной административной системы. Выйти за них Сергей Георгиевич так и не отважился.

Проблемы строительства флота и теории его использования при Горшкове решались хотя и не безупречно, но все же масштабно и целенаправленно. А вот в другой важнейшей области строительства флота, в кадровой политике, трудно выделить или даже отметить что-то яркое и действительно прогрессивное. Так, при Горшкове не было выдвинуто ни одного молодого командующего флотом, адмирал не держал в своем окружении ни одного талантливого преемника, он не всегда поддерживал способных командиров соединений или объединений, обладающих нестандартным мышлением. А ведь Кузнецов заметил и поддержал Горшкова, когда тот был молод. Правда, с другой стороны, рост и продвижение Горшкова по службе во многом определялись его личным поведением, умением использовать особенности государственной и партийной системы.

Подтверждением этому является целый ряд факторов. Так, получив звание контр-адмирала в сентябре 1941 г. во время высадки десанта в районе Григорьевки, будучи беспартийным комбригом крейсеров, Горшков в августе 1942 г. вступает в партию уже как командующий Азовской флотилией. Сергей Георгиевич четко определил, что коммунисту надлежит постоянно прославлять партию. Именно это он и начал делать: везде и всегда подчеркивал свою принадлежность КПСС, никогда не забывал упомянуть о ее руководящей роли и заботе о строительстве флота. В 1956 г. Горшков вошел в состав ЦК КПСС. На протяжении всей своей длительной службы в самой высокой флотской должности Главком внешне обязательно почтительно относился к политработникам и их высоким руководителям.

Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР - эти звания для военачальников приходили с должностью. Но Горшков, будучи Главнокомандующим ВМФ, формальную сторону своего служебного положения старался показывать как мудрую заботу партии.

Почтительность Сергея Георгиевича проявлялась в разных формах: в выступлениях, докладах, публикациях, в приглашениях высоких должностных лиц на флоты. Так, летом 1962 г. Северный флот посетил Хрущев, в 1967 г. - Брежнев и Косыгин. Аналогичные визиты организовывались и на другие флоты. Сопровождающим, как правило, был сам Главнокомандующий ВМФ. Безусловно, все это поднимало престиж ВМФ в государстве и авторитет самого Сергея Георгиевича.

К сожалению, к способным и талантливым военачальникам Горшков мог отнестись без всякого уважения. Порой командиры вызывали суровое недовольство Сергея Георгиевича, особенно если они расценивались им как соперники по выдвижению на должности. Например, это было заметно по отношению к адмиралу Александру Чабаненко и вице-адмиралу Георгию Холостякову. Их, говоря мягко, Горшков недолюбливал. Даже к своему непосредственному покровителю, Кузнецову, Сергей Георгиевич проявил непростительное равнодушие. Будучи полновластным хозяином советского ВМФ, Главком Горшков не проявил должной настойчивости, чтобы вернуть Николаю Герасимовичу его заслуженное положение государственного военного деятеля, и не восстановил незаконно отобранное после взрыва корабля "Новороссийск" звание Адмирала Флота Советского Союза. Реабилитация Кузнецова состоялась только после кончины Горшкова при новом Главкоме Владимире Чернавине в 1988 г.

По отношению к рядовым матросам и младшему офицерскому составу Горшков также зачастую проявлял равнодушие. Отсутствие квартир для офицеров и мичманов, неготовность аварийных и спасательных средств, в том числе и их отсутствие на борту подводных лодок, крайне удручающие условия быта для экипажей, действующих в удаленных районах океана (ограниченность пресной воды, отсутствие фруктов и овощей, редкие заходы в иностранные порты да и то с резко ограниченным сходом на берег и т.п.), разумеется, вызывало недовольство моряков. Главком же порой просто негодовал на жалобы и просьбы по этим вопросам. Возможно, все это можно назвать мелочами, ведь бесквартирных офицеров хватало и при Кузнецове, вспомогательный флот был слаб и при нем. Но принципиальное отличие все же есть: Кузнецова верхи терпели, а Горшкова любили. Поэтому у Сергея Георгиевича изначально было больше возможностей для решения бытовых проблем моряков. Ведь можно и недостроить одну подводную лодку, а вместо нее поставить новые дома, казармы, дополнительные буксиры, создать капитальную ремонтную базу для флота.

В этой связи следует заметить, что все же со временем, по свидетельству окружения Горшкова, он менялся от крутого нрава (что-то "под Жукова") в 50-60-е гг. до "дедовского" характера в последние годы руководства флотом. И вместе с этим на посту Главкома Горшков всегда, до последних дней, неизменно оставался требовательным, работоспособным и целеустремленным военачальником.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ

Были ли в конце 1955 г. у Горшкова серьезные конкуренты на пост Главнокомандующего ВМФ? Анализируя службу, боевой и жизненный опыт ряда командующих, можно утверждать, что такими кандидатами могли быть несколько человек: Арсений Головко, Виталий Фокин, Александр Чабаненко и в какой-то степени Федор Зозуля. Эти адмиралы оставили заметный след в истории отечественного ВМФ и, безусловно, справились бы с руководством всем Советским Военно-морским флотом. По опыту командования наиболее подходящими кандидатурами являлись Головко и Чабаненко. Однако Головко не отличался крепким здоровьем и прожил всего 55 лет. У Чабаненко же не было такого богатого боевого опыта, как у Горшкова. С другой стороны, с первых ролей уже ушли те командующие, которые руководили флотами в годы войны: Владимир Трибуц, Филипп Октябрьский, Иван Юмашев, Лев Владимирский.

Сам же Горшков во время войны проявил себя с наилучшей стороны. Приведем примеры.

В сентябре 1941 г. комбриг крейсеров, капитан 1 ранга Горшков назначается командиром сил высадки, а после ранения контр-адмирала Владимирского вступает в руководство всей операцией по высадке десанта в районе Григорьевки для оказания помощи защитникам Одессы. Документы на операцию утонули вместе с эсминцем "Фрунзе", на котором и был ранен Владимирский. Горшков провел всю операцию без документов - высадка прошла успешно.

Через месяц Сергей Георгиевич становится командующим Азовской флотилией. Как показали последующие события, контр-адмирал Горшков быстро разобрался в обстановке и очень верно определил пути решения задач, поставленных перед флотилией. В последующем, уже командуя Дунайской флотилией, военачальник продолжал удивлять всех своим искусством. Однажды на флотилию прибыл Маршал Советского Союза Жуков. Он вызвал к себе Горшкова и приказал ему переправить через водную преграду идущие к Дунаю сотни танков. На обоснованные возражения Горшкова, что у флотилии нет средств для такой переправы, Жуков ответил: "Не будут переправлены танки - будете расстреляны". Танки удалось переправить. Все эти случаи убедительно доказывают, что Сергей Георгиевич был талантливым флотоводцем.

В первые послевоенные годы вице-адмирал Горшков, командующий Черноморской эскадрой, удивлял подчиненных нововведениями: создал систему сбор-походов, ввел в практику сдачу экзаменов на самостоятельное управление кораблем. Ярких эпизодов в период, когда Сергей Георгиевич был начальником штаба флота, командующим флотом, нет ни в воспоминаниях, ни в публикациях. Но думается, служба на Черноморском флоте была налажена, так как в 1953 г. командующего Черноморским флотом Горшкова награждают орденом Ленина.

Эти и многие другие факты подтверждают: назначение Сергея Георгиевича на высший пост в Советском ВМФ было закономерным и объективным.

Став Главнокомандующим ВМФ, Сергей Георгиевич, как уже говорилось выше, сделал самое главное в своей жизни: под его руководством был создан реальный океанский флот, развита теория его использования. В 70-х гг. Горшков с помощью хорошо подготовленных офицеров и адмиралов пишет много статей и ряд книг. Наиболее значимый труд - "Морская мощь государства", вышедший в 1976 г. Несомненно, Горшков не был просто "автором" чужих, не им написанных книг. Грамотный адмирал, эрудированный человек, он исключительно хорошо знал историю флота, военно-морское искусство, свободно разбирался в тонкостях военно-морской теории и практики.

ФЛОТ СДАЛ - ФЛОТ ПРИНЯЛ

Сергей Георгиевич Горшков закончил свое 30-летнее руководство ВМФ 9 декабря 1985 г., в понедельник, в обычный рабочий день. В зале Военного совета собралось высшее командование ВМФ, а также приглашенные на заседание начальники управлений и отделов Главного штаба и управлений Главнокомандующего ВМФ.

В 16 ч. 53 мин. в зал вошел Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков Сергей Георгиевич. Он открыл заседание Военного совета: "У нас сегодня один, и довольно короткий вопрос, я зачитаю Постановление Совета Министров СССР".

"Постановление Совета Министров СССР от 29 ноября 1985 г. о Главнокомандующем Военно-морским флотом СССР. Совет Министров СССР постановляет:

1. Назначить адмирала флота Чернавина Владимира Николаевича Главнокомандующим Военно-морским флотом - заместителем министра обороны СССР.

2. Освободить Адмирала Флота Советского Союза Горшкова Сергея Георгиевича от обязанностей Главнокомандующего Военно-морским флотом - заместителя министра обороны СССР и члена коллегии Министерства обороны СССР в связи с переходом на другую работу".

После зачтения приказа Горшков произнес короткую речь: "Я очень признателен Центральному комитету, что мне было доверено 30 лет исполнять столь ответственную должность Главнокомандующего Военно-морским флотом... Не все у нас было гладко, бывали тяжелые происшествия, но ЦК и Министерство обороны всегда относились с пониманием к нашим проблемам, и это придавало мне сил и уверенности. Сегодня я передал Владимиру Николаевичу Чернавину все дела. Выражаю вам благодарность и признательность за беззаветную работу, которая позволяла решать указания Центрального комитета партии. Спасибо вам за вашу службу".

Затем на трибуну поднялся новый Главком, адмирал флота Чернавин. Обращаясь к Горшкову, он сказал: "Сергей Георгиевич, мы благодарны вам за воспитание, мы ваши ученики... Разрешите заверить вас, что мы люди, преданные флоту, и будем настойчиво выполнять программу его развития".

В этот же день Главком Горшков подписал свой последний приказ: "Решением Центрального комитета КПСС и по приказу министра обороны я передал обязанности Главнокомандующего ВМФ и заместителя министра обороны адмиралу флота Чернавину Владимиру Николаевичу и перешел в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны... Желаю всему личному составу флота неизменно благополучного плавания, успехов в службе и личного счастья".

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 7/2009

АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Г. ГОРШКОВ

Федор НОВОСЕЛОВ

заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению (1986-1992 гг.), адмирал

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков вошел в историю России, Советского Союза как выдающийся флотоводец, который в течение 30 лет (1956-1985 гг.) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков.

Фото РИА НОВОСТИ

Сергей Георгиевич Горшков родился 26 февраля 1910 года в семье учителей. После окончания школы поступил в Ленинградский университет, а через год перешел в Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. В 1931 г. началась его корабельная служба на Черном море, через год - на Дальнем Востоке. 1934 г. - он командир СКР "Бурун", который по итогам подготовки 1936 г. занял первое место в Морских силах РККА. После окончания в 1937 г. курсов командиров кораблей в Ленинграде С.Г. Горшков снова на Тихоокеанском флоте - командир эскадренного миноносца, командир дивизиона эсминцев. В 1939 г. - командир бригады эсминцев на Черном море, а через полгода - командир сформированной бригады крейсеров, с которой он и встретил войну, пройдя, как говорится, "от звонка до звонка".

Он участник всех десантных операций, проведенных на Черном море, начиная с десанта в августе 1941 г. в районе деревни Григорьевка, под Одессой. Будучи командующим Азовской и Дунайской флотилиями, приобрел богатый опыт взаимодействия сил флота с войсками приморских фронтов. Являясь одним из руководителей обороны Новороссийска, он некоторое время командовал 47-й армией, что не осталось незамеченным. И.В. Сталин предложил Горшкову закрепиться в должности командарма, на что Сергей Георгиевич попросил оставить его на флоте, с чем и согласился Верховный. После освобождения Крыма на базе Азовской флотилии была создана Дунайская флотилия, командующим стал С.Г. Горшков. Флотилия участвовала в боях за освобождение Одессы, Приднестровья, сражалась за свободу народов Румынии, Болгарии, Венгрии и Югославии.

С января 1945 г. С.Г. Горшков командует эскадрой Черноморского флота - самой крупной, по его оценке, в морских силах того времени корабельной эскадрой. Ему было поручено встретить на аэродроме в Саки руководителей США и Великобритании, прибывавших на Ялтинскую конференцию. Следует отметить, что его стремление к познанию нового и опыт участия в войне на Черноморском флоте были замечены командованием ВМФ. Его привлекают к участию в отработке предложений для первой послевоенной Программы военного кораблестроения на 1946-1955 гг. (ПВК-46), он возглавляет секцию по крейсерам и эсминцам.

С ноября 1948 г. его назначают начальником штаба ЧФ. Основные усилия он направляет на отработку планов подготовки сил флота к ведению боевых действий в условиях возможного применения атомного оружия в войне на море.

В феврале 1950 г. было восстановлено Военно-морское министерство, в июле 1951 г. Главный военный совет ВМФ обсудил состояние дел во флоте, министром был назначен Н.Г. Кузнецов, его первым заместителем - адмирал Н.Е. Басистый. Командующим Черноморским флотом - С.Г. Горшков.

В эти годы шли поисковые работы по созданию новых видов вооружения, проводилась подготовка Южного полигона, созданного в 1949 г. для проведения испытаний ракет. Командующий флотом уделял пристальное внимание строительству полигона, укомплектованию кадрами испытателей, выделению кораблей под новое вооружение.

15 марта 1953 г. проведено объединение Военного и Военно-морского министерств в Министерство обороны. Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов был назначен первым заместителем министра обороны и главнокомандующим ВМФ.

В конце 1953 г. Главный морской штаб подготовил проект ПВК на 1956-1965 гг., который после одобрения Генеральным штабом и министром обороны в начале 1954 г. был представлен в Совет министров СССР. Программа не получила поддержки, т.к. руководство страны посчитало, что в планах отдан приоритет строительству надводных кораблей, что недостаточно кораблей с новыми видами вооружения. Доработанные предложения флота неоднократно обсуждались на заседании коллегии МО и совещаниях у министра обороны. После одобрения проекта ПВК-56 и формулирования задач ВМФ они в ноябре 1954 г. были представлены в ЦК КПСС. На заседаниях специальной комиссии Президиума ЦК с докладом выступал и отстаивал представленные документы только Н.Г. Кузнецов, а руководители Минобороны и Генштаба практически не принимали в этом участия.

К сожалению, у флота не было сторонников и среди руководителей оборонных отраслей промышленности. Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым посчитало слишком дорогой реализацию представленных планов и потребовало их сокращения и сосредоточения основных усилий на строительстве подводных лодок, рассматривая их вместе с морской авиацией как главную силу, способную противостоять флоту вероятного противника в океане, а надводные корабли строить только для обороны страны с моря, при этом ПЛ, авиацию и НК оснащать ракетным оружием. Трудно представить, какое нервное напряжение испытал Н.Г. Кузнецов, отстаивая неоднократно в Генштабе и Минобороны, а затем и в высших партийных и государственных инстанциях свое видение будущего флота.

В июле 1955 г. по представлению Н.Г. Кузнецова его первым заместителем был назначен С.Г. Горшков. Вскоре Кузнецов перенес инфаркт, обязанности главкома были возложены на С.Г. Горшкова, и вся ответственность за подготовку планов строительства кораблей легла на его плечи.

С целью изучения и учета мнения офицеров по облику будущего флота в середине октября 1955 г. Н.С. Хрущев и Г.К. Жуков проводят в Севастополе двухдневное совещание с командованием и командирами соединений ЧФ. Хрущев в своем обращении призвал участников высказывать свое мнение и видение будущего флота, не оглядываясь на мнение командования.

Большинство участников выступили за то, что главными силами для борьбы в океане являются ПЛ и морская авиация с ракетным оружием. О крупных надводных кораблях были разные мнения, но большинство выступило за строительство крейсеров и эсминцев с ракетным оружием и авианосцев ПВО. Руководители выразили удовлетворение ходом совещания, Г.К. Жуков изложил свое видение характера возможной войны и роли и места флота в системе Вооруженных Сил. Н.С. Хрущев согласился на проектирование малого авианосца, чтобы овладеть, как он выразился, культурой строительства и эксплуатации этих кораблей, что может понадобиться в будущем.

В конце октября 1955 г. в Севастопольской бухте утонул от взрыва в носовой части линкор "Новороссийск", при этом погибли более 600 человек. Н.Г. Кузнецов был освобожден от должности главкома ВМФ и уволен с военной службы.

В начале января 1956 г. главнокомандующим ВМФ был назначен адмирал С.Г. Горшков. Начало его деятельности на посту главнокомандующего ВМФ совпало с трудным периодом в жизни флота. Гибель линкора "Новороссийск" в Севастопольской бухте, снятие Н.Г. Кузнецова с должности главкома ВМФ, недовольство высшего партийного и государственного руководства страны планами строительства флота:

Начавшаяся научно-техническая революция в военном деле требовала выработки путей развития флота, определения облика новых кораблей и систем вооружения. Среди высшего командного состава флотов не было единства мнений по этому вопросу. Разные мнения о роли и месте ВМФ в условиях возможного использования ядерного оружия существовали и в руководстве Министерства обороны и Генерального штаба. Кроме того, был и чисто морально-психологический аспект - С.Г. Горшков был значительно моложе многих адмиралов, командовавших флотами в годы войны и находящихся на различных должностях в ВМФ и Минобороны. Ядро высшего военного руководства страны составляли маршалы и генералы армии. Вряд ли Горшков мог рассчитывать и надеяться на их поддержку и понимание. Эти обстоятельства требовали от 46-летнего главкома умелой политики взаимоотношений и напряженной организаторской работы. Благодаря своим глубоким знаниям военно-морского дела, личному опыту участия в боевых действиях на море и на суше в годы войны, твердому характеру и умению строить взаимоотношения с людьми С.Г. Горшков успешно справился с трудностями начального этапа своей деятельности.

Жизнь и практические результаты многолетней деятельности С.Г. Горшкова на посту главкома показывают, что он сумел правильно выбрать стратегию строительства флота и тактические приемы ее реализации. В конце января 1956 г. Совет обороны рассмотрел и одобрил подготовленный ВМФ и согласованный с министерствами оборонных отраслей промышленности план проектирования и строительства кораблей на 1956-1960 гг., который был утвержден.

Все последующие планы программы строительства флота разрабатывались под руководством С.Г. Горшкова. Он был идеологом и организатором создания океанского ракетно-ядерного атомного флота. В этой работе он всегда стремился иметь союзников и соратников среди руководителей оборонного комплекса страны, прежде всего судостроения.

Горшков организует выставки-показы новых кораблей и систем вооружения непосредственно на Северном или Черноморском флотах, приглашая на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. Показы сопровождались выходами кораблей в море, где проводились тактические учения с выполнением пусков ракет, торпедных и артиллерийских стрельб, полетами авиации. В ходе выставок проходило обсуждение вопросов не только строительства кораблей и создания систем вооружения, но и развития инфраструктуры флотов, а также социальных проблем.

При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу институтов и академий ВМФ. При рассмотрении научных работ всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения. Хотя изучению зарубежного опыта он придавал немалое значение. Настойчиво рекомендовал институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР и головными институтами отраслей промышленности.

Именно при Горшкове советский ВМФ вышел на просторы Мирового океана.

Фото ИТАР-ТАСС

Флот на протяжении своей 300-летней истории всегда был тесно связан с Академией наук страны, многие видные ученые внесли неоценимый вклад в строительство флота.

В процессе строительства океанского флота, особенно атомных подводных лодок, возник ряд новых проблем, разрешение которых потребовало участия институтов Академии наук. Президиум АН СССР поддержал инициативу ВМФ и создал специальные Научные советы:

Гидродинамика (1960 г.), руководители - академики М.А. Лаврентьев и Л.И. Седов;

Гидрофизика (1967 г.), руководители - академики А.П. Александров и А.В. Гапонов-Грехов;

Прикладные проблемы (1967 г.), руководитель - академик В.М. Глушков;

Связь с подводными лодками (начало 70-х г.), руководитель - академик В.А. Котельников;

Океанографическая комиссия (1939 г.), руководители - академики В.П. Ширшов и Л.М. Бреховских.

В составе каждого совета членами были представители НИИ ВМФ.

С.Г. Горшков с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика А.П. Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. Многие годы, в т.ч. и после избрания в 1975 г. президентом АН СССР, Анатолий Петрович возглавлял Совет по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного наблюдения и подводного кораблестроения. С.Г. Горшков нередко присутствовал и выступал на пленарных заседаниях Совета по гидрофизике и Президиума АН СССР по проблемам строительства флота.

С.Г. Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, С.Г. Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым военачальником в 70-80-е годы среди ученых страны. Общение с видными учеными и работниками оборонного комплекса, встречи и беседы с учеными ВМА и институтов ВМФ позволяли С.Г. Горшкову получать большой объем научно-технической информации, перерабатывать ее и быть во всеоружии при решении сложных проблем строительства флота.

Его способности быстро уловить смысл разговора и принять решение удивлялись и даже завидовали, а некоторые видели в этом элементы волюнтаризма. Конечно, Сергей Георгиевич обладал твердым и волевым характером и, как известно, никогда не менял своих решений. Об этом образно говорил адмирал флота Н.Д. Сергеев: "Наш главком, как самолет, - заднего хода не имеет". Но обвинять его в волюнтаризме при принятии решений по вопросам кораблестроения, я считаю, не только неправомерным, но и заведомо ложным наговором. За 14 лет службы в центральном аппарате ВМФ, а это почти половина срока его командования флотом, при чем вторая половина, когда у С.Г. Горшкова был огромный авторитет не только в ВМФ и Минобороны, но и в правительстве и высших партийных кругах, я элементов волюнтаризма не замечал. По собственному опыту свидетельствую, что при личных докладах он был официален и строг, но это не исключало возможности докладывающему изложить свои мысли и даже дебатировать по сути вопроса.

Иное положение было на заседаниях Военного совета или служебных совещаниях, особенно по итогам боевой и политической подготовки, вопросам аварийности и воинской дисциплины. Выступающий должен был давать объективную оценку, не пытаться "замазать" недостатки, быть готовым к ответу на неприятные вопросы.

С.Г. Горшков совершал вместе с руководителями министерств и ведомств поездки в НИИ и КБ промышленности по делам кораблестроения, побывав практически во всех головных организациях, во многих неоднократно. Так, по ракетным делам он побывал на Урале, Алтае, в Таджикистане, Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и других центрах кораблестроения. С большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении. Он был очень восприимчив к новым предложениям ученых и конструкторов и активно поддерживал их внедрение в кораблестроение. Так, были реализованы идеи главного конструктора Р.Е. Алексеева по созданию катеров на подводных крыльях и экранопланов, создание десантных катеров на подводных крыльях, внедрение противокорабельных крылатых ракет на катера, которые вышли по своим ударным возможностям на уровень крупных надводных кораблей. С.Г. Горшков поддержал в начале 60-х годов, когда только начиналось освоение космоса, предложение генерального конструктора крылатых ракет В.Н. Челомея о создании морской космической разведывательной системы по обнаружению надводных кораблей противника в океане и передаче данных непосредственно на надводные и подводные корабли. И такая система была создана и принята на вооружение ВМФ.

Массовое внедрение противокорабельных ракет на подводные лодки, надводные корабли и самолеты морской авиации обеспечило определенное равновесие сил в океане. Создание автоматизированного атомного подводного истребителя подводных лодок (научный руководитель - академик А.П. Александров) явилось важнейшим достижением в подводном кораблестроении.

На заводах, при посещении цехов и лабораторий он проявлял большой интерес к новинкам в технологии, организации производства и системе контроля качества, а также интересовался вопросами развития предприятия, настроением в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику.

В своей организаторской работе по строительству флота С.Г. Горшков опирался на заказывающие управления, начальники которых были основными организаторами подготовки и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, создания комплексов вооружения, организации проведения испытаний.

Учитывая специфику условий эксплуатации и боевого использования, морские системы вооружения создавались по заданиям ВМФ, в связи с чем в составе его центрального аппарата было 13 управлений. Работе этих управлений Горшков уделял пристальное внимание, они были главным связующим звеном флота с промышленностью. На беседу с генеральными конструкторами или директорами предприятий главком, как правило, приглашал начальников заказывающих управлений, заслушивая мнение по обсуждаемому вопросу, что повышало их авторитет в промышленности.

Сергея Георгиевича многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутомой (судостроение), Е.П. Славским (атомная), С.А. Афанасьевым (ракетно-космическая), С.А. Зверевым и П.В. Финогеновым (оборонная), В.В. Бахиревым (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыковым и П.С. Плешаковым (радиотехническая), Э.К. Первышиным (средства связи).

Сложные проблемы строительства флота, в частности при создании ракетных комплексов, главком разрешал путем неоднократных встреч и совещаний с генеральными и главными конструкторами, руководителями министерств, чтобы найти решение в интересах флота. Так, в ходе создания ракетного комплекса (РК) Д-19 с баллистической ракетой Р-39, создаваемой на твердом топливе, было проведено не менее 10 встреч с министрами С.А. Афанасьевым и В.В. Бахиревым в Москве. С целью ознакомления с ходом работ на местах они выезжали на предприятия Урала, Алтая и Таджикистана.

Особое внимание в поездках на флоты С.Г. Горшков обращал на вопросы безаварийной эксплуатации кораблей, подготовку личного состава к борьбе за живучесть. Каждый случай отказов техники, приводящий к аварии или срыву выхода корабля на боевую службу, вызывал жесткую оценку главкома. Известно его изречение по оценке аварийности: "Нет аварийности неизбежной, ее создают люди своей необученностью, нерадивостью и неисполнительностью при эксплуатации сложной техники", служившее руководством для всех категорий личного состава кораблей и частей. При расследовании аварий и катастроф он доверял комиссии, ориентируя на объективность в определении причин и выработку мер по их исключению в будущем.

В ходе учений в море создавались условия, приближенные к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились в условиях нахождения ПЛАРБ на боевом патрулировании. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса с использованием данных о целях от космической или авиационной разведывательных систем в режиме текущего времени.

При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял нервозности, давал четкие указания. После учения расследовались причины.

Запомнился случай на учении по высадке десанта на ЧФ, характеризующий главкома. Один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. С.Г. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира. Думаю, что беседу с главкомом он запомнил на всю жизнь, а для присутствующих это было поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру.

В середине 60-х годов по инициативе главкома корабли советского флота начали нести боевую службу в Средиземном море. Главной задачей было слежение за действиями 6-го американского флота. Со временем аналогичная эскадра кораблей была создана в Индийском океане. В Атлантике и западном районе Тихого океана боевую службу несли оперативные эскадры Северного и Тихоокеанского флотов. Несение боевой службы эскадрами надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок, как и боевое патрулирование подводных ракетоносцев, являлось высшей формой боевой и оперативной подготовки советского флота. Советский Союз в отличие от США не имел в других странах постоянных баз для кораблей. С.Г. Горшков проявил большую энергию при поддержке руководства страны по установлению дружественных отношений с рядом стран Средиземноморья, Африки и Юго-Восточной Азии. Он совершил ряд визитов, были подготовлены и подписаны межправительственные соглашения о военно-техническом сотрудничестве и порядке захода советских кораблей в порты этих стран, что серьезно облегчило несение боевой службы. Выход советских кораблей в Мировой океан потребовал решения серьезных вопросов по техническому ресурсу и надежности работы техники в длительных плаваниях, по улучшению условий для личного состава в различных климатических условиях.

В конце 80-х годов были выполнены планы по строительству флота, разработанные под руководством С.Г. Горшкова. Создан мощный океанский ракетно-ядерный флот, достойно представлявший Страну Советов на просторах Мирового океана.

С.Г. Горшков имел вполне заслуженный и непререкаемый авторитет среди офицеров и адмиралов. Находясь на вершине власти долгие годы, он сумел сохранить человеческие отношения с подчиненными, уважительное обращение на "Вы", а вне совещаний - по имени и отчеству. За многие годы даже в сложных ситуациях я не слышал из его уст бранных слов и крика, он всегда строго и внимательно заслушивал участников и давал поручения. Вне службы все человеческое, как говорится, ему не было чуждо.

В конце ноября 1985 г. при очередном моем докладе главком сказал: "Вы, наверное, уже знаете, что в ближайшее время я ухожу со службы. Главкомом назначается В.Н. Чернавин. Вскоре должен уйти и адмирал П.Г. Котов в отставку. По совместному решению с Чернавиным я предлагаю вам должность заместителя главкома по кораблестроению и вооружению". Это предложение было неожиданным и стало самой высокой оценкой моего труда и всей ракетно-артиллерийской службы ВМФ. Я сердечно поблагодарил Сергея Георгиевича за высокое доверие и оказанную честь и заверил, что постараюсь их оправдать. Это был последний мой доклад ему. В последующие годы только телефонные разговоры: Последний состоялся в канун Дня Победы 1988 г., а вскоре его не стало:

Это была огромная потеря для флота, для страны. Трудно переоценить все, что было им сделано. Главный итог его жизни - создание мощного океанского, ракетно-ядерного, атомного флота Страны Советов и вывод его в Мировой океан. Эта гигантская работа С.Г. Горшкова заслуживает не только самой высокой оценки, но и глубокого исследования ученых и издания специальных трудов, посвященных жизненному пути выдающегося сына Отечества. Благодарен судьбе за то, что мне повезло - встретился Человек, сыгравший в моей жизни и службе определяющую роль. Вечная ему слава и память.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Биография

ГОРШКОВ Сергей Георгиевич , советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (1967). Дважды Герой Советского Союза (07.05.1965, 21.12.1982).

Родился в семье учителя. В 1926 г. окончил школу-девятилетку в г. Коломне Московской обл. В Военно-Морском Флоте с 1927 г. После окончания Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе в 1931 г. служил на Черноморском флоте: вахтенный начальник, штурман эсминца «Фрунзе». С марта 1932 г. на Тихоокеанском флоте: штурман минного заградителя «Томск», с января 1934 г. — флагштурман бригады заграждения и траления, с ноября того же года — командир сторожевого корабля «Бурун». В 1937 г. окончил курсы командиров эсминцев и был назначен командиром эсминца «Разящий». С октября 1937 г. — начальник штаба, а с мая 1938 г. — командир бригады эсминцев. В должности командира 7-й морской бригады Тихоокеанского флота участвовал в боевых действиях в районе озера Хасан в 1938 г. В июне 1940 г. его переводят на Черноморский флот и назначают командиром бригады крейсеров. В 1941 г. окончил КУВНАС при Военно-морской академии.

В начале Великой Отечественной войны корабли бригады под его командованием активно участвовали в боевых действиях флота. В сентябре 1941 г. во время обороны Одессы руководил высадкой первого на Черноморском флоте морского десанта в р-н Григорьевки, который способствовал успешному контрудару войск Одесского оборонительного района. В сентябре 1941 г. С.Г. Горшкову было присвоено звание контр-адмирала. С октября 1941 г. командовал Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 гг. руководил силами высадки десанта на северный берег Керченского п-ова. Летом 1942 г. флотилия под его командованием поддерживала войска Южного и Северо-Кавказского фронтов. В августе 1942 г. после отхода войск Закавказского фронта к Новороссийску 150 боевых кораблей и судов под командованием Горшкова осуществили успешный прорыв из Азовского в Чёрное море.

После включения Азовской военной флотилии в состав сил Новороссийского оборонительного р-на в ноябре 1942 г. был назначен заместителем командующего оборонительным районом по морской части и членом Военного совета, принимал участие в руководстве обороной города. В ноябре того же года временно командовал 47-й армией, участвуя в обороне Кавказа. В феврале 1943 г. назначен командующим вновь сформированной Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции 1943 г. С.Г. Горшков лично руководил подготовкой и высадкой морских десантов на главном направлении. С апреля 1944 г. командовал Дунайской военной флотилией. В ходе Ясско-Кишинёвской наступательной операции флотилия успешно содействовала войскам 3-го Украинского фронта в форсировании Днестровского лимана, обеспечила прорыв обороны противника. В сентябре — ноябре 1944 г. флотилия оказывала помощь войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов в ходе Белградской и Будапештской операций. В ноябре 1944 С.Г. Горшков был назначен командиром эскадры Черноморского флота.

После войны оставался в прежней должности. В сентябре 1945 г. С.Г. Горшкову было присвоено звание вице-адмирала. С ноября 1948 г. начальник штаба, с августа 1951 г. командующий Черноморским флотом. В августе 1953 г. ему присвоено звание адмирала. В июле 1955 г. назначен 1-м заместителем главнокомандующего ВМФ. В январе 1956 г. назначен главнокомандующим ВМФ — заместителем Министра обороны СССР. В апреле 1962 г. С.Г. Горшкову было присвоено звание адмирала флота. Под его руководством ВМФ стал ракетно-ядерным, пополнился кораблями и судами новых типов, в т.ч. атомными подводными и надводными ракетоносцами, самолётами морской ракетоносной авиации, вертолётами различного назначения. Большой заслугой Горшкова явился выход советского флота в океан с организацией длительной боевой службы кораблей ВМФ в оперативно-важных р-нах Мирового океана и формированием оперативных эскадр, действующих в Средиземном море, Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. С декабря 1985 г. в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Лауреат Ленинской (1985) и Государственной (1980) премий. Депутат Верховного Совета СССР 4-11-го созывов. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён: 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 1-й и 2-й ст., орденом Кутузова 1-й ст., орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст.; иностранными орденами: Болгарии — Святого Александра 3-й ст. с мечами и НРБ «Народная республика Болгария» 1-й ст. трижды и «За военные заслуги» 2-й ст.; ВНР — «Венгерская народная республика» 1-й ст.; ГДР — Шарнхорста и «За заслуги перед Отечеством» 1-й ст.; Индонезии — «Звезда Индонезии» 1-й ст.; МНР — Сухэ-Батора; НДРЙ — Дружбы народов; Перу — «Военно-морских заслуг» 1-й ст.; ПНР — «Возрождения Польши» 2-й и 3-й ст.; СРВ — «За воинскую доблесть» 1-й ст.; СРР — Тудора Владимиреску 1-й ст., «23 августа» 1-й ст., «Звезда Румынии» 3-й ст. и «Защита Родины» 3-й ст.; Туниса — Тунисской республики 1-й ст.; СФРЮ — «Партизанская звезда» 1-й ст. дважды; многими советскими и зарубежными медалями, а также Почётным оружием.