По основным образовательным программам в. Основная образовательная программа общего образования

Образовательная программа - это официальный документ учреждения, который определяет содержание учебной деятельности на всех направлениях и уровнях независимо от формы собственности, уровня аккредитации, количества учащихся и прочих факторов. ФГОС формирует образовательный минимум содержания программы, на основании которого впоследствии разрабатываются учебные программы по отдельным дисциплинам. В школах и вузах хорошо знают, что такое образовательные программы , которая подразделяется на:

  • общеобразовательные (начального, основного и среднего образования);
  • профессиональные.

Что такое образовательная программа: нормативная база понятия

Образовательные программы - нормативные документы, разрабатываемые на базе ФГОС и регламентирующие взаимодействие учителя и учащегося в рамках индивидуально-личностного подхода, принципа системности и последовательности и с учетом динамики развития и мотивации к обучению. Образовательные программы не включают детальную разработку уроков и занятий: эта работа уже ложится на плечи учителей и преподавателей. Они содержат ключевые характеристики образования (содержание, объем материала и планируемые результаты), форм аттестации и необходимых организационно-педагогических условий, а потому призваны:

  • формировать общую культуру личности, способствовать социальному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию подростков;
  • создавать базу для саморазвития, осознанного выбора жизненного пути и дальнейшей профессиональной деятельности;
  • оптимизировать процесс адаптации учащихся в обществе;
  • оказать содействие в развитии творческих способностей учащихся, сохранении и укреплении их физического и психического здоровья.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют, что такое образовательная программа , а также регламентируют требования к соотношению обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей, к результатам освоения, материально-техническим, кадровым, учебно-методическим, финансовым и прочим условиям реализации программ. Помимо положений ФГОС структуру и содержание, а также другие требованиям к образовательным программам определяет закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Следовательно, на федеральном уровне составляются примерные образовательные программы (для общеобразовательных школ - примерные основные образовательные программы), на основании которых учителя или представители школьной администрации в дальнейшем составляют и утверждают основные образовательные программы (далее -ООП).

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о разработке и внедрении образовательных программ учреждения помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Образовательная программа: что эксперты проверят на аккредитации (образовательная деятельность)
- Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования (планирование и организация)

Примерные образовательные программы - это рекомендательные документы, которыми пользуются разработчики авторских программ. Они служат ориентиром, вариацией внедрения требования ФГОС к содержанию образовательного процесса. Примерные ОП не могут служить в качестве рабочих программ, поскольку не систематизируют материал по темам и отдельным годам обучения. Они разрабатываются уполномоченными госорганами по всем предметам базисного учебного плана с учетом требований ФГОС и следуют важным дидактическим принципам:

  • природосообразности - соответствия материала, форм работы и последовательности их использования психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • преемственности уровней образования и формирования готовности к самостоятельному и дальнейшему обучению, реализации метапредметных связей;
  • интеграции теории и практики, направленности на формирования основных компетенций;
  • коммуникативности, взаимосвязи развития, обучения и воспитания, необходимой для социокультурного роста школьников.

Образовательная программа школы - это такой документ, что интегрирует внеурочную и урочную деятельность, определяет стратегические цели, реализует образовательную стратегию учреждения для всестороннего развития учащихся и раскрытия их потенциала. Выделяют следующие уровни освоения ОП школы:

  • общеразвивающие - направлены на общее развитие ребенка, на расширение его знаний о себе, социуме и природе, здесь педагог должен удовлетворить познавательные потребности учащихся, дать ему необходимую информацию конкретно по выбранному курсу, разить его коммуникативные способности и умение работать в группах;
  • специализированные - направлены на развитие способностей детей, которые имеют задатки к изучению некоторых наук, предполагает овладение учениками компетентности в конкретной области знаний;
  • профессионально-ориентированные - помогают выбрать будущую профессию ученикам старших классов, определить у них склонности к этой профессии, учат видеть проблему и находить пути ее решения, на этом уровне учащиеся знакомятся с разновидностями профессий, чтобы найти, близкую по душе себе, и максимально изучить ее еще в школе.

Разновидности образовательных программ образовательного учреждения

Образовательная программа образовательного учреждения - документ, который отражает социокультурную миссию учреждения, а также объединяет основные и дополнительные программы, воплощение которых необходимо для достижения планируемых результатов обучения. Проанализировав содержание документа, не сложно разобраться, что такое образовательная программа образовательного учреждения и выделить две разновидности - основные и дополнительные.

  1. Основные ОП - документы, регламентирующие условия организации учебно-воспитательного процесса, содержание учебного плана и календарного учебного графика, программ внеурочной деятельности и рабочих программ учебных дисциплин и курсов. ООП школы разрабатывается на базе примерной ООП, учитывая образовательные потребности учащихся, национальные, региональные и этнокультурные особенности, тип образовательного учреждения, кадровое обеспечение и его материально-техническую базу. Основные занимают намного больше учебного времени, и являются едиными для учащихся, они обязательно соответствуют стандартам образования.
  2. Дополнительные ОП - направлены на осуществление запросов участников образовательных отношений, которые выходят за рамки содержания основной программы. Дополнительные не ставит перед собой цель соответствовать федеральным стандартам. Они направлены на развитие личности, на удовлетворения ее образовательных потребностей, именно поэтому они связаны с предоставлением образовательных услуг.

Помимо двух ключевых разновидностей, различают и другие типы образовательных программ. Каждое учебное учреждение свободно в выборе ОП. Министерство может давать рекомендации к выбору, но обсуждение, рассмотрение и принятие конкретной программы осуществляется им самим. Руководство и коллегиальные органы выбирают из предложенных вариантов те, которые смогут реализовать конкретно в своем учреждения, исходя из возможностей, кадровой, методической и материально-технической базы, уровня подготовленности преподавательского коллектива и интересов общественности.

Сегодня как никогда педагоги свободны в выборе программ для реализации. Это условие позволяет каждому проявить свои творческие способности, разрабатывая авторские документы. Основные образовательные программы определяют лишь базу знаний, поэтому все педагоги могут на свое рассуждение выбирать способ подачи материала, демонстрационные средства, формы и методы работы с учащимися, самостоятельно разработать ОП для одного или несколько интегрированных курсов.

Типы дополнительных образовательных программ:

  1. Типовые - разработанные и принятые Министерством образования документы, которые могут внедряться в каждой школы, используются как база при составлении других ОП, рекомендуются к использованию соответствующими органами.
  2. Модифицированные - базируются на типовых ОП, но имеют некоторые отличия: учитель по-своему распределяет количество учебного материала, учитывая особенности учреждения, результат проверятся по базовым критериям оценки и по результатам олимпиад, конкурсов, выставок, отчетных концертов.
  3. Экспериментальные - это инновационные наработки, которые реализуются локально, их цель - разработка новых технологий при работе с детьми, они направлены на внедрение в учебный процесс современных форм и методов подачи материала, после успешного прохождения эксперимента они получают статус авторских, и могут использоваться всеми учреждениями.
  4. Авторские образовательные программы - это разработанные одним или группой педагогов документ, который отличается оригинальностью и актуальностью, в нем заложены самые острые проблемы современного общества и пути их решения, здесь есть гипотеза, критерии результатов на промежуточном и конечном уровнях, цели и задачи проекта. Авторские программы часто используются в качестве дополнительных для более детального и тщательного освоения материала курса на факультативных занятиях. Такие программы учитывают логику подачи материала, актуальные законодательные нормы и методические рекомендации.
Авторская образовательная программа в педагогике - это, в первую очередь, способ воплощения опыта работы, собственных наблюдений и изучения наследия педагогов. Если учитель разработал ее, то это является большим плюсом к его резюме, и открывает перед ним новые перспективы. В авторских программах может быть предложен собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и навыков школьников. Сегодня выделяют такие формы организации авторских разработок:
  • интегрированные - изучаются в едином ключе несколько отраслей знаний, объединенных между собой по смыслу (такая форма знакомит учеников с практической стороной учебных дисциплин, позволяет понять, что все в мире взаимосвязано, учитель может интегрировать уроки, например, изучая определенные понятия, предложить учащимся изобразить их, объединив несколько дисциплин в рамках одной темы);
  • модульные - состоят из несколько больших по охвату знаний тем, объединенных логической взаимосвязью, модули изучаются отдельно друг от друга, а по окончанию каждого из них ученики должны уметь оперировать базовыми понятиями, решать нестандартные задачи, применять полученные знания на практике.

Школа обязана обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация образовательной деятельности направлена на достижение поставленной конкретной учебной цели или образовательной задачи, которая удовлетворяет потребностям, интересам и способностям учащегося. В ходе разработки индивидуальной образовательной траектории целевым ориентиром служат планируемые результаты и компетенции, которые должны быть достигнуты учащимся по итогу обучения.

Структура образовательной программы школы по ФГОС

Образовательная программа образовательного учреждения - это такой документ, который в своей структуре объединяет обязательную и вариативную части. Последняя чаще всего составляет незначительную долю от общего объема материала и формируется, исходя из образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений. Соотношение вариативной и обязательной частей предполагает суммирование компонентов программного материала.

В зависимости от ступени обучения соотношение вариативной и инвариантной частей ОП может меняться:

  • в начальной школе обязательная часть программы составляет 80 %, а вариативная - 20 %;
  • в среднем звене - пропорция меняется на 70 / 30 %;
  • в старшей школе - обязательная часть ОП составляет 60 %, а формируемая участниками образовательных отношений - оставшиеся 40 % объема.

Вариативная часть программа отражает не только образовательные потребности учащихся, но и профессиональные запросы педагогического коллектива, социальные запросы родителей школьников или их законных представителей.

Независимо от типа и предназначения образовательных программ, все они имеют схожую структуру:

  • пояснительная записка - вступительный раздел, в котором дается основная информация о целях и задачах документа;
  • ожидаемые результаты - перечень навыков и умений, универсальных учебных действий и компетенций, которыми должны овладеть учащиеся по итогам освоения программы;
  • учебный план - раздел, на основании которого педагоги осуществляют календарно-тематическое планирование, распределяя содержание учебной дисциплины;
  • блок универсальных действий - обязательная часть, которую проходят все обучающиеся без исключения;
  • блок вариативных предметов и курсов, администрация или общественность выбирают между вариативной составляющей;
  • часть, касающаяся воспитания учеников или студентов;
  • блок о формировании экологической культуры и ЗОЖ у обучающихся;
  • коррекционная часть - методы и формы работы, направлены на коррекцию результатов обучения;
  • критерии оценки - их должен знать обучающий, чтобы всегда максимально объективно оценивать результат работы своих учеников или студентов;
  • внеурочная деятельность - направлена на реализацию ОП;
  • условия, при соблюдении которых гарантируется выполнение ОП.

Учебный план - раздел ОП, отвечающий на реализацию требований ФГОС, является одним из ключевых в документе. Важно уточнить, что в одной основной программе может быть один или несколько учебных планов, которые также состоят из вариативной и инвариантной частей. В обязательной части указываются перечни учебных дисциплин, освоение которых необходимо для реализации ООП, уточняется учебное время по годам обучения. В инвариантной части плана, призванной реализовать частные образовательные потребности школьников, указывают дисциплины и курсы, удовлетворяющие языковые, академические, этнокультурные и прочие потребности учащихся. Это может быть как углубленное изучение учебных предметов из основной части, так и курсы внеурочной деятельности, дополнительных дисциплин, удовлетворяющих интересам учеников и их родителей.

В высших учебных заведениях, где точно знают, что такое образовательная программа образовательной организации , она разрабатывается для каждой специальности, и содержит такие разделы:

  • учебный план;
  • рабочая программа для конкретного курса;
  • материалы, направленные на воспитание личности студента, формирование у него социальных навыков;
  • график прохождения учебной и производственной практик;
  • учебный график;
  • учебно-методическая документация, направленная на реализацию технологий обучения.

Этапы разработки образовательной программы школы

Образовательная программа по ФГОС - это такой документ, что обеспечивает реализацию образовательных потребностей общества, родительского и педагогического сообщества. В современной педагогической практике используется два подхода к разработке образовательных программ:

  • компетентностный - документ ориентирован на формирование у выпускников определенных компетенций, навыков, умений и знаний, которые необходимы для успешной адаптации в обществе, выборе профессиональной деятельности и саморазвития (программы такого типа отличает вариативность, индивидуальная направленность);
  • модульный - гибкая система построения содержания образования, которая направлена на удовлетворение индивидуальных запросов родительской и ученической общественности.

Поскольку каждая образовательная программа - это хорошо структурированная и комплексная педагогическая система, проектирование ее предполагает реализацию трех основных этапов:

Этап Ответственные лица Характеристика
Диагностический (предварительный) Администрация школы, рабочая группа, педагогический коллектив На первом этапе разработчики мониторят потребности участников образовательных отношений, изучают возможности учреждения для реализации социального заказа, а после анализируют полученную информацию, чтобы программа была актуальной, соответствовала требованиям стандарта, не имела аналогов, обеспечивала достижение планируемых результатов и поставленных целей. Администрация школы оценивает мотивированность коллектива, методическую и финансовую базу, формирует рабочие группы.
Технологический (основной) Рабочие группы, педагоги-предметники Наработанный материал структурируется. На основном этапе осуществляется целеполагание - определение планируемых результатов (системы целевых установок и набора компетенций), которые должны быть достигнуты по итогам освоения программы, подходов и принципов формирования структуры документа. На этом этапе определяют критерии оценки планируемых результатов, условия реализации образовательной программы (материально-технические, финансовые, кадровые, учебно-методические и прочие), объем учебной нагрузки с учетом использования интерактивных и инновационных форм работы, проводят предварительную экспертизу раздела. Без этого невозможен эффективный ход управления образовательным процессом.
Корректирующий (заключительный) Администрация школы, рабочие группы Внешняя оценка модели проектируемой ОП и корректировки ОП по результатам ее освоения на уровне родительского сообщества. Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива).

На этапе проектирования образовательных программ руководители сталкиваются с недостаточной мотивационной готовностью педагогических работников (педагоги не готовы к методической работе и реализации основной программы). Помимо этого не принимаются во внимание или учитываются не в полной мере интересы участников образовательного процесса, школьников и их родителей. В ходе проектирования текста документа затруднения возникают с формулировкой целей и задач, определением планируемых результатов, выбора критериев оценивания, в том числе для отслеживания метапредметных и личностных результатов.

Нужно сказать, что образовательная программа - это такой нормативный документ, без которого не будет выполнять свои функции ни одно учебное учреждение. На каждом этапе создания документа члены рабочей группы и представители школьной администрации должны учитывать требования ФГОС и методических рекомендаций.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2 . Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся , освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к :

1) структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям ;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4 . Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся .

6 . В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.



7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки, а также квалификаций, присваиваемых по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаютсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий,специальностей и направлений подготовки, а также квалификаций, присваиваемых по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки, квалификаций профессиям, специальностям и направлениям подготовки , а также квалификациям, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9 . Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10 . Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и к результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека , формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно) разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Поднимаемая тема в данной письменной работе считается достаточно актуальной. Это объясняется тем, что основная образовательная программа образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса, что указывает на их важность в осуществлении образовательной деятельности. Вышеизложенное указывает на научную значимость темы исследования.

Из научной значительности вытекает и общественная значимость образовательных программ в сфере образования, т. к. от того как реализуются данные программы зависит качество осуществляемой образовательной деятельности. От качества же данного процесса будет зависеть уровень образованности общества, что указывает на тезис упомянутый нами ранее.

Такая отрасль права, как образовательное, не находит широкого применения в учебной литературе, но в данном реферате мы рассматриваем некоторые из тех, которые существуют. В учебном пособии Д.А. Ягофарова «Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие», где рассматривается роль образовательных программ в системе образования. В своём учебнике В.И. Шкатулла «Образовательное право: Учебник для вузов» затрагивает все особенности и аспекты данной отрасли права, в том числе и вопросы, посвящённые образовательным программам. В ещё одном учебном пособии «Образовательное право» Л.П. Кетовой подробно регламентируются положения причастные к образовательным программам.

К источникам права, которые регулируют данную тему, прежде всего относится Конституция Российской Федерации. В основном законе РФ вопросы в сфере образования регулируются главой 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ)// СЗ РФ. -2009г.- №1.- Ст. 1; 2014.-№30 (ч. 1).- Ст. 4202. . В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельная статья (ст.12) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ) // СЗ РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598; 2015.- № 1 (ч. 1).- Ст. 72. , посвящённая образовательным программам. Также некоторые нюансы рассматриваемой темы затрагиваются в Приказах Министерства образования и науки РФ. образовательный программа разработка

Целью данной работы является проанализировать вопросы, касающиеся образовательных программ, определить их роль в системе образования РФ, рассмотреть их как важный элемент системы образовательного права. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

· определить понятие и выделить виды образовательных программ;

· рассмотреть порядок разработки образовательных программ;

· проанализировать особенности реализации образовательных программ;

· исследовать общие требования к реализации образовательных программ.

1. Понятие и виды образовательных программ

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Законом. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Реализация образовательных программ возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, что регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Российская газета.- 2005.- № 179. .

2. Порядок разработки, утверждения и особенности реализации образовательных программ

2.1 Порядок разработки образовательных программ

Настоящий Порядок определяет правила разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее - примерная программа).

Настоящий Порядок не устанавливает особенности разработки, проведения экспертизы и включения в реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности.

Примерные программы разрабатываются по:

· основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования);

· основным профессиональным образовательным программам (образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассисентуры-стажировки);

· основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные основные образовательные программы разрабатываются учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Примерные программы включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком.

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее - разработчики).

2.2 Особенности реализации образовательных программ

Закон непосредственно не определяет того, каким образом будет осуществляться образовательная деятельность и реализоваться образовательная программа в организации. Можно выделить лишь самые общие нормы, регулирующие данные вопросы.

Ч. 9 ст. 13 Закона предусмотрено, например, следующее важное ограничение, которое должно учитываться в ходе реализации программы. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Кроме того, обучающиеся являются физическими лицами, гражданами РФ, которые имеют широкий спектр общегражданских прав и свобод, которые не могут быть нарушены в ходе реализации образовательной программы - это и право на тайну переписки и телефонных переговоров, и права в отношении предметов своей собственности, и право на защиту персональных данных, и многие иные права, принадлежащие любому человеку.

Закон содержит отсылочную норму о том, что порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено законом (ч. 11 ст. 13).

Подобные подзаконные нормативные правовые акты могут стать довольно важным и существенным инструментом регулирования особенностей организации образовательной деятельности по конкретным образовательным программам, частично взяв на себя некоторые функции по конкретизации правового регулирования, которые ранее были реализованы с использованием инструмента примерных положений.

Вместе с тем, в законе имеются нормы, регламентирующие общие принципы реализации образовательных программ. Среди них к числу наиболее значимых относятся:

· может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов;

· возможность реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевой формы;

· использование при реализации образовательных программ различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Важным элементом, определяющим особенности реализации образовательных программ, может стать форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что модульный принцип организации образовательного процесса реализуется преимущественно в профессиональном образовании. Однако Закон такого ограничения не содержит. В том случае, если у образовательной организации общего образования появится потребность реализовать модульный подход в формировании содержания образовании, то законодательная база предоставляет для этого все возможности.

3. Общие требования к реализации образовательных программ

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования, разрабатываемые ОУ на основе данного федерального государственного образовательного стандарта, базисного федерального учебного (образовательного) плана и примерных основных образовательных программ с учетом возрастных возможностей детей, запросов и потребностей детей и их родителей.

Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей и социального опыта.

Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей типа образовательного учреждения, потребностей детей и их родителей.

ООП ступени образования включает в себя: цели образования на данной ступени, учебный (образовательный) план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество образования обучающихся, а также программы внеучебных видов деятельности, учебных, общественно-полезных и социальных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, или (и) в части содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественнополезной и социальной практик, или (и) методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития психолого-педагогической науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в общем образовании с помощью таких мер, как:

· разработка стратегии по обеспечению качества образования выпускников;

· мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;

· разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей выпускников;

· обеспечение компетентности педагогического состава;

· регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

· информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Заключение

Рассмотрев и проанализировав все вопросы относительно образовательных программ, сделаем выводы:

· существует много трактовок понятия образовательных программ, его содержание достаточно разнообразно;

· в соответствии с законодательством различают несколько видов образовательных программ;

· у реализации образовательных программ, как и у другого процесса, существует свои порядок и особенности;

· только с соблюдением необходимых требований образовательная программа может реализоваться.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что образовательные программы являются довольно важным и значимым объектом в сфере образования. Их развитие способствует усовершенствованию образовательной деятельности в общем, т. к. они являются их главной основой.

Подводя общие итоги данной работы, можно сказать, что без образовательных программ не может осуществляться учебный процесс в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, потому что именно на них основывается обучение.

Список использованных источников

Нормативные акты Российской Федерации и действующие на ее территории акты бывшего СССР.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ)// СЗ РФ. -2009г.- №1.- Ст. 1; 2014.-№30 (ч. 1).- Ст. 4202.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ) // СЗ РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598; 2015.- № 1 (ч. 1).- Ст. 72.

3. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования, которое закреплено в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2013 года № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» // Вестник образования.- 2014.- № 23.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Российская газета.- 2005.- № 179.

Специальная литература.

5. Кетова Л.П. Образовательное право: учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) им. М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГПУ, 2013. - 98 с.

6. Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вузов. -М.: Издательство НОРМА, 2001. - 688 с.

7. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие - Москва. Московский педагогический государственный университет, 2005. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие сетевой формы образования, позволяющей обучающемуся изучить программу с использованием ресурсов одновременно нескольких образовательных учреждений. Основные характеристики сетевой формы обучения. Направленность сетевых образовательных программ.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Анализ необходимости внедрения дистанционных технологий при существующей системе высшего образования в России. Исследование преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения. Системы контроля знаний студентов. Перспективы дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Понятие дистанционного образования и обучения. Информационные и педагогические технологии в системе дистанционного образования. Типы технологий в учебных заведениях нового типа. Система дистанционных образовательных технологии при изучении физики.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2013

    Традиционная система образования в Российской Федерации и ее реформирование в контексте Болонской системы. Переход к стандартам образования третьего поколения в России как результат сравнительного анализа европейских образовательных стандартов.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2010

    Цель комплексной модернизации образования. Причины несоответствия систем образования современным условиям. Повышение квалификации работников системы образования как часть реализации национального проекта в сфера образования в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Современная система школьного образования Российской Федерации. Реформа школьного образования. Основные положения, причины и период реформы. Особенности адаптации требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 к учреждениям, предоставляющим образовательные услуги.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2013

    Анализ источников о состоянии российского образования и места дошкольных учреждений в системе образования. Разработка модели введения новых образовательных программ в МДОУ г. Новокузнецка. Апробации программы О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2010

    Структура системы школьного образования в Российской Федерации. Финансирование образования. Реформирование системы обучения. Индексация бюджетов образовательных учреждений. Изменение численности учащихся в школах. Интернетизация российского образования.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования. Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.

    реферат , добавлен 22.07.2010

    Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области социальной работы в конце XX в., влияние на них Болонского процесса. Мониторинг реализации Европейского проекта ТЕМПУС как инновационной образовательной модели.