Электроэнергетика и электротехника дисциплины. Электроэнергетика и электротехника: кем работать и что предпочесть

Развитие промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, добыча природных ископаемых и все проблемы выживания человечества связаны с использованием электроэнергии. Рост её потребления требует развивать все старые отрасли и решать вопросы преобразования разных видов энергии в электрическую, аккумулирования электроэнергии и передачи на большие расстояния.

Рациональное использование электроэнергии в промышленности, понижение энергоёмкости производств, экономия электричества в бытовой сфере - это всё необходимые процессы, которые требуют новых инженерных решений и развития инновационных технологий.

Задача энергетика - контроль за безопасным и рациональным распределением энергии. Роль специалистов разработчиков и эксплуатационников растёт непрерывно, и специальности, связанные с электротехникой и использованием электроэнергетики, актуальны на рынке труда.

Специальность электроэнергетика и электротехника

Кем работать получившим эту специальность выпускникам? Профессии, связанные с электроэнергетикой и электротехникой, очень востребованы. Специалисты, получившие образование по одной из относящихся к данной сфере профессий , найдут себе применение в следующих отраслях:

  • на различных промышленных предприятиях;
  • в проектных и научных организациях;
  • на атомных, тепловых и гидроэлектростанциях;
  • в угольной промышленности;
  • в строительстве.

В круг обязанностей специалиста такого профиля может входить:

Менеджмент в сфере энергетики подразумевает научно обоснованное управление энергетическими ресурсами. Специалисты в области энергоменеджмента добиваются снижения энергозатрат путём оптимизации работы энергетического комплекса. Это очень важно для современных предприятий .

Специалист должен иметь аналитические способности и технический склад мышления, обладать компьютерной грамотностью и навыками программирования, уметь читать чертежи, инженерные схемы и оформлять техническую документацию.

В руках этих специалистов находятся большие энергетические мощности, и малейшая небрежность может привести к катастрофе. Поэтому очень важно ответственное отношение к исполнению обязанностей, внимательность и пунктуальность.

Электротехнологии - различные технологические процессы, общим для которых является использование электричества для обработки материалов, процессов электросварки, электрофизических и электрохимических процессов, ионно-обменных технологий.

Электроинженерия - это специальность разработчиков микроэлектронных схем, устройств и приложений. Компьютерное проектирование, микропроцессоры, интегральные схемы - их профессиональная сфера.

Электроэнергетик может проводить исследования в электротехнической сфере, работать в научных институтах и лабораториях, разрабатывать новые методы для выработки энергии из возобновляемых источников и способы аккумуляции энергии. На промышленных предприятиях имеется возможность работы специалистом по электроэнергии и энергетике.

Электроснабжение как часть электроэнергетики

Система электроснабжения предназначена для передачи электроэнергии от источников потребителям. Это очень важная часть электроэнергетики, от неё зависит работа промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечение электроэнергией, теплом, водой населения, поддержание жизнедеятельности в целом.

Электроснабжение - специальность, востребованная главным образом в промышленности. Необходима глубокая теоретическая подготовка. Область применения знаний охватывает все стадии выработки, передачи, организации распределения потребителям и правильного использования потребляемой энергии. Требуются знания в области электрических машин и аппаратов, электроснабжения, освещения и изучение потребителей электроэнергии. В обучение входит весь спектр дисциплин области электроэнергетики, теплоэнергетики, экономики энергетики, управления предприятием.

Профессии по окончании учёбы:

  • электромонтёр распределительных сетей;
  • энергетик;
  • специалист по электрооборудованию;
  • инженер-проектировщик по электроснабжению, электромеханике.

Работа в области электропривода и автоматики

Специалисты этого профиля управляют работой агрегатов и механизмов технологического комплекса, роботизированными комплексами (роботы-манипуляторы), автоматическими линиями, конвейерным производством. Специалист должен обладать знаниями в области электрических машин и силовой электроники, а также навыками программирования. Имеющие эту специальность могут работать:

  • инженерами-электрониками;
  • инженерами по электромеханическим приводам;
  • инженерами-проектировщиками автоматизированных систем управления;
  • инженерами по наладке и испытаниям электроприводов;
  • разработчиками автоматизированных систем управления.

Специалистов в области электроэнергетики и электротехники готовят многие вузы и колледжи нашей страны. Важно определить, какай род деятельности является для абитуриента предпочтительным. В области энергетики очень важна отраслевая специализация, так как условия электроснабжения в каждой отрасли имеют свои особенности. Поэтому очень важно выбрать факультет, дающий специальность, соответствующую способностям и пожеланиям абитуриента.

Технические достижения, полностью изменяющие жизнь, во многом зависят от состояния энергетики и внедрения новых технологий в эту сферу. Всем этим занимаются специалисты энергетической отрасли. Спрос на них очень велик, имеется много вакансий на рынке труда.

Получить образование в области электроэнергетики - это значит освоить важную, нужную, интересную профессию. Уровень зарплат в отрасли высокий, и каждый энергетик, при условии хорошей работы и совершенствования профессиональных навыков, может рассчитывать на успешный карьерный рост.

Обучение по специальностям, связанным с электротехникой и электроэнергетикой, является достаточно популярным в наши дни. Естественно, что будущих и молодых специалистов волнует вопрос, кем можно устроиться работать после окончания ВУЗа, есть ли возможности для карьерного роста и какой будет примерная заработная плата. Данную сферу можно назвать вполне привлекательной и перспективной, поскольку она подразумевает широкий выбор рабочих должностей.

Исходя из конкретной направленности предпочтенного профиля, специалисты смогут трудиться:

Главные задачи специалиста в данной отрасли

Для специальностей электроэнергетика и электротехника кем работать – вопрос достаточно актуальный и интересный. Основной задачей человека в данной сфере будет являться осуществление контроля за правильным, безопасным и функциональным распределением энергоресурсов. Также специалист может принимать участие в разработках всевозможных устройств или систем, которые используются для производства или применения электроэнергии.

Кому подойдут данные профессии

Трудиться в данной сфере смогут люди с техническим складом ума, которые способны вести сложные математические подсчеты и могут анализировать различные схемы и диаграммы. Работа в сфере электроэнергетики и электротехники потребует умения концентрироваться и хорошего внимания, а также высокой ответственности и новаторского подхода – достаточно часто энергетикам приходится самостоятельно внедрять новые подходы к привычной работе.

Конкретный пример рабочей должности

Так, например, одной из самых популярных должностей для начала карьеры можно назвать должность специалиста по обслуживанию электрических систем. Средний заработок здесь составляет примерно 20-35 тысяч рублей, точная сумма будет зависеть от конкретной организации и объема выполняемых работ. Дальнейший карьерный рост предусматривает повышение до специалиста по энергобезопасности, инженера, руководителя проекта, технического директора. Что касается заработка в данной сфере в целом, то он колеблется в районе от 22 до 70 тысяч за месяц.

Стоит отметить, что специалисты по данным специальностям востребованы не только в своей стране, но и за рубежом. Они начинают с временных стажировок и могут в дальнейшем переходить на постоянную работу за границу. Это вполне понятно, ведь грамотный работник в данной сфере способен выполнять целый ряд моментов, среди которых:


Главные выгоды работы в данной сфере

Профессия энергетика и смежные с ней рабочие должности всегда остаются актуальными благодаря тому, что человечество с каждым днем все больше нуждается в энергоресурсах, их экономном и грамотном распределении. Поэтому ежедневно необходимо строить новые электрообъекты, разрабатывать схемы затрат и выработки энергии, внедрять новые технологии. В связи с этим работа в данной сфере подразумевает постоянное развитие, получение новых знаний и навыков, а также регулярные стажировки – все это поможет в успешном продвижении по карьерной лестнице.

Дополнительные материалы:

    Спасибо за материал, если кому интересно могу рассказать свой опыт работы в энергетике.

    Заканчивал «Институт Ядерной Энергетики», срок обучения 5 лет, есть разные формы обучения. Учится было тяжело, но интересно. После того как прошел обучения, возник вопрос куда идти работать. Предложение о работе сразу после выпуска поступило от Ленинградской Атомной Электростанции. После года работы помощником старшего механика-электротехника с зарплатой в 40.000 рублей, мне предложили повышение и увеличили мою зарплату до 70.000 рублей.

    На данный момент мне все нравится и все устраивает. Всем заинтересовавшимся советую попробовать себя в этой увлекательной профессией.

    Если у кого будут вопросы по теме, пишите, обязательно постараюсь помочь в выборе будущей профессии.

    Спасибо за внимание.

    Здравствуйте Артем, не могли бы вы подсказать в какой институт лучше пойти учится? На данный момент я закончил 11 классов и думаю куда поступать, после каких высших учебных заведениях цениться наша профессия?

    Игорь Дунаев, на данный момент вот ТОП лучших университетов страны:

    • Московский энергетический институт (Технический университет)
    • Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э.Баумана
    • Московский авиационный институт (МАИ), Государственный технический университет
    • Московский физико-технический институт (МФТИ)
    • Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ)
    • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (СПбГЭТУ)
  • Реально ли устроиться на энергетическое предприятие в Иркутске магистру по специальности «Прогнозирование и стратегии развития энергетических систем и комплексов»? Если да, то куда предпочтительнее?

    Добрый день Владимир Перегудов, честно говорить не буду, так как я не знаю насколько у вас требуются специалисты данного класса, но если смотреть из данного материала энергетика в Иркутской области одна из лучших в России. Если вы обладаете профессиональными навыками специалиста, тогда проблем возникнуть с трудоустройством у вас просто не может быть.
    Пройдитесь по всем отделам кадров которые у вас находятся касаемо энергетики, дальше смотрите по обстоятельствам, что более предпочтительней то и выбирайте.

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, у девушки, закончившей обучение по специальности электроэнергетика и электротехника, трудоустройство тяжелее, чем у парня? Кем я могу работать с таким образованием? Заранее спасибо.

    Здравствуйте Ольга, честно говоря, до сегодняшнего дня, данным вопросом не задумывался. Проконсультировать вас по этой теме не смогу, могу лишь предположить, что проблемы с трудоустройством девушки на техническую специальность есть. В моём отделе работают исключительно мужчины, возможно это связанно с тем, что у при устройстве на работе идет приоритет на мужчин, так как далеко не женская специальность. У нас есть и девушки на работе, но работают он в других отделах (бухгалтерия, секретари и так далее).
    В любом случае вы не узнаете по сами не попробуете.
    Если вам это дело нравиться, тогда пробуйте и еще раз пробуйте. Успехов вам в трудоустройстве.

    Здравствуйте, Артём.
    Какие предметы нужны для поступления?

    Чем занимается специалист по обслуживанию электрических систем?)

    Здравствуйте Артем!
    Как раз закончил данную специальность в СФУ. Средний балл диплом 4,2.
    Перспективы идти в энергетические системы низкие (оклад 12 т, с учетом сев. коэф и прочего будет ~20 т.р.).
    Рассматриваю как вариант поступление в магистратуру либо чтобы свою квалификацию поднять, либо на смежную профессию перейти. Не могли бы вы мне что-нибудь посоветовать? Спасибо!

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, на каком факультете учились и на сегодняшний день эта профессия еще актуальна. Сын учиться в 11 классе и тоже стоит вопрос, куда пойти учиться.

    Добрый день. Подскажите, спец по такой специальности может работать электромонтажником, начальником бригады электромонтажников и какой разряд имеет и по безопасности. Спасибо.

    Здравствуйте, Артем. У меня сын закончил бакалавра Белгородский технический университет им. Шухова. Специальность - энергетик. Устроился в белгородский РЭС. Взяли монтажников. Сейчас у него 3 разряд и 4 группа допуска. Зарплата маленькая. Учится заочно в магистратуре. Но, говорит, в РЭСе нет никаких перспектив, буду увольняться. Я его уговариваю потерпеть, пока закончит магистратуру, а потом уехать или в Москву, или в Питер. Жалко мне его. Учиться было трудно и что в итоге? Не пьёт, не курит, а с такой зарплатой - руки опускаются. И зачем было заканчивать институт, чтобы работать монтажником. Что бы вы могли посоветовать? Спасибо

    Здравствуйте. Заканчиваю школу. 11 класс. Хотелось бы поступить в эту сферу в образовательное учреждение «Донской государственный технический университет «. Буду подавать на 2 факультета:
    1. Электроэнергетика и электротехника
    2. Энергетическое машиностроение
    Расскажите мне пожалуйста про обучение в ВУЗе. Меня это не много пугает…

    Артём, хочу выбрать профессию электроэнергетика и электротехника, стоит ли поступать востребована профессия?

    Добрый день! Скажите, а девушке в этой профессии будет комфортно или лучше не стоит туда идти?

    Здравствуйте Татьяна, отвечу вам вместо Артема. Работаю в данный момент вторым помощником инженера, чувствую себя максимально комфортно на работе, да и к тому же половина коллектива женщины, так что если вам нравиться данная профессия смело поступайте на факультет.

    Здравствуйте. На данный момент подал документы на поступление в ВУЗ, в этой сфере (энергетика), я ноль, как вы думаете стоит ли мне параллельно отучиться на электрика, так как я не знаю даже базовую основу.

    Здравствуйте Артём, я уже оканчиваю электрический колледжа в Казахстане, а как можно устраиваться и полезнее кем работать?

    Здравствуйте, меня интересует такой вопрос, а что входит в ваши обязанности?

    Здравствуйте Артем, подскажите какое направление лучше выбрать «электроэнергетические системы и сети» или «автоматические распределительные электрические сети».

Здравствуйте Нурсултан, конечно вы можете устроиться на атомную электростанцию. Данное направление высоко нуждается в специалистах вашего класса. При устройстве на АЭС вам необходимо будет потвердить свои навыки в виде экзамена для выхода на работу. Так же при поступление смотрят на средний бал аттестации.

    Здравствуйте, можете оставить свое мыло, хочется спросить у Вас насчет некоторых тонкостей электроэнергетики и пообщаться в общем, пожалуйста.

    Здравствуйте Ольга, к сожалению на почту реагирую очень редко, большую часть времени провожу на этом сайте. Если есть возможность, любые вопросы касаемо трудоустройства в области электроэнергетики «РФ» можете публиковать в данную тему, по возможности стараюсь просматривать и отвечать.

    А можете рассказать, что Вам реально пригодилось из учебной программы? Понадобилось ли что-то для работы? Лучше тратить время на обучение, или на работе приходишь и «Забудь все, что учил раньше»?

Здравствуйте. Хотелось узнать на сколько Россия нуждается в таких специалистах? И хотелось бы повторить вопрос указанный выше, существуют ли проблемы с трудоустройством для девушек? А так же, хотелось бы более конкретно узнать кем можно работать, допустим, сразу после обучение?

    Добрый день Екатерина, уже больше 5 лет работаю на Калининской АЭС, профессий хватает, а специалистов нет. Тут дело не в поле человека, а больше в вашем складе ума. Так сложилось, что у мужчин более технические профессии так как им проще работать с цифрами. Женщины у нас так же работают и чувствуют себя достаточно хорошо. Проблем с трудоустройством для девушек не возникает. Сразу после обучения не советую рассчитывать на высокую должность, максимум это стажер, помощник инженера, кадет. Так как реальной практики у вас, наверное, еще не было, не ждите, что вам доверят сразу серьезную работу. Правила трудоустройства, как для мужчин, так и для женщин уверяю вас абсолютно одинаковые.

    Здравствуйте Анастасия, для меня, честно говоря, это очень странно, почему вы спрашиваете, куда вам пойти работать по вашей специальности. В вашем городе где вы живете есть электростанции? Если есть, тогда вам необходимо пойти в отдел кадров и уточнить какие в данным момент вакансии являются открытыми, если нет, не беда, вы инженер! А это значит, что проблем с трудоустройством возникнуть не должно быть, попробуйте посетить центр занятости населения в вашем городе и посмотрите что они могут вам предложить. Я уверен у вас все получиться.

Хотелось бы узнать. Я заканчиваю 11 класс, не могу определиться с профессией, как вариант рассматриваю МЭИ, две специальности: «теплоэнергетика, теплотехника» и «электроэнергетика, электротехника» смогу ли я после обучения в данной сфере, работать и обеспечивать семью в Москве? имея достаточность.

    Здравствуй Дмитрий, очень сильно сомневаюсь, что столице зарплаты меньше или даже на том же уровне, что и в регионах. По сколько я работаю в ленинградской области сказать на то какие зарплаты в Москве не могу, однако был в командировке в Москве на курсах повышения квалификации и от коллег которые работают в вашем регионе узнал, что средний специалист (2-3 года опыт работы) получает в районе 150.000 рублей. Дальше все зависит от ваших компетенций, я уверен что данная зарплата далеко не предел, у нас есть кто получает и по 300.000 рублей.

    По поводу того сможете ли вы обеспечивать семью я вам к сожалению подсказать не смогу, так как у каждого свой достаток в жизни, кто то живет на 30.000 рублей в месяц и ему хорошо, а кто-то и на 3.000.000 чувствует себя плохо.

Добрый день! Дочка учится на 1 курсе «Электроэнергетика и электротехника» ЗабГУ (Политен) г. Чита. Начался предмет «Материаловедение», очень тяжело дается…, а дальше и другие будут. Хочет переводиться… стоит или нет? Не знаем что делать, учеба дается очень трудно. Может что-нибудь посоветуете?

    Здравствуйте Елена, быть может вам стоит посмотреть в другую сторону? Почему ваш ребенок выбрал именно эту специальность? Обычно за время обучения ребенка в школе можно понять, что ей больше нравится. Если ваш ребенок больше любит гуманитарные науки, тогда необходимо менять специальность.
    Хорошо, что вы еще на первом курсе, без труда можно перевестись на другие факультеты, так как подготовка до второго курса практически у всех факультетов одинаковая.

    Здравствуйте Георгий, тут на самом деле зависит от региона где вы собираетесь устраиваться на работу. Обе специальности достаточно престижны и в будущем высокооплачиваемые. Смотрите сами, чем вам больше нравиться заниматься. Из своего опыта я выбрал бы «электроэнергетику».

Здравствуйте Артем. Подскажите пожалуйста, при поступлении на факультет электроэнергетики и электротехники нужно еще и выбирать профиль подготовки? На сайтах некоторых вузов по данному направлению подготовки пишут в доп информации профиль: автоматика и электропривод; а в некоторых про профиль ничего не сказано. Как разобраться где и каких специалистов готовят?

    Добрый вечер Эдуард, я думаю будет правильней с этим вопросом обратится в приемную комиссию учебного заведения в который вы собираетесь поступать, так как в каждом ВУЗе есть свои нюансы при поступлении. Они обязательно должны вам в полном объёме предоставить всю необходимую информацию, это их работа. Из практики скажу, что на большинстве сайтов высших учебных заведений указанно не больше 40% информации доступной на самом деле. Чтобы не гадать, просто позвоните по телефону указанному на сайте ВУЗа и уточните интересующие вас вопросы.

    Очень часто в университетах перед поступлением проводят день открытых дверей для поступающих, там можно получить много информации касаемо факультетов и специальностей.

Здравствуйте Артем. Подскажите пожалуйста, куда можно поступить на высшее образование, если я заканчиваю среднее образование техник-электрик (по отраслям).
И какие ВЫ посоветуйте след специальности по этой сфере (электроснабжение).

    Добрый день Дмитрий, по поводу высших учебных заведений я уже писал в самом начале обсуждений к этому посту. Лично для меня больше интересна специальность «Теплоэнергетика», выбирайте по своим предпочтениям, так будет более правильно. Заниматься тем, чем тебе не сильно интересно, в этом главная ошибка нынешней молодежи.

Здравствуйте, в 2006 году закончил ПТУ, работал токарем, работа нравится, но хочу перевести силы в энергетику, так как эта тема интересная и перспективная. Понимаю, что это нелегко, даже просто вспомнить программу одиннадцати классов будет сложно, но мозги есть, желание направить на пользу общества свой потенциал хоть отбавляй, но хочу спросить опытных людей, с чего начать? Направление - альтернативная энергетика, проектирование, менеджмент. Подскажите, где можно качественно получить необходимые знания? В перспективе рассматриваю работу в крупных международных корпорациях. Что скажете, уважаемые, стоит пробовать, или поздно?

    Вадим, потребность в компетентных специалистах в области энергетики будет всегда. Если есть желание, тогда приступайте! Конечно, поначалу будет нелегко, Москва также не за один день строилась. Если вам тяжело значит, вы идете правильным путем, я вообще считаю что человек должен всю жизнь развиваться, если он не идет вперед, значит либо стоит, либо идет назад, что очень плохо на него влияет. У вас очень правильные намерения, посмотрите в области «проектирования». Конечно же, вам так же необходимо будет подобрать высшие профильное образование в данной области.

    Откуда такое отношение к женщинам, девушкам? Я постоянно повторяю, выбирайте то, что наиболее вам интересно. Из моего окружения, девушкам не сильно интересно работать с электроэнергетикой, из-за чего они выбирают более подходящие им профессии. Есть так же достаточно опытные женщины инженеры, которые никак не уступают мужчинам.

Каждый в своей жизни принимает решения о том, кем и где работать. Хотя при выборе профессии, в первую очередь, учитывают личностные предпочтения и желания, но и нельзя забывать о востребованности на рынке труда. Анализируя информацию о вакансиях, многие приходят к выводу, что профессия электротехника является одной из востребованных. Ведь сейчас технические достижения полностью окружают нашу жизнь. Иногда не задумываемся, что вся эта техника - это упорный и тяжёлый труд энергетиков, и без них она не смогла бы полноценно функционировать.

Электроэнергетика и электротехника – часть науки и техники со средствами, способами и методами деятельности в использовании, управлении и преобразовании электрической энергии.

Описания профессии

Энергетик - специалист, занимающийся оснащением и поддержанием энергосистем. Его деятельность охватывает достаточно много обязанностей и прав. Какие же обязанности у этого специалиста?

Эта профессия считается очень престижной. Специалисты в этой сфере имеют высокую заработную плату. С повышением квалификации, благодаря усердному труду и новаторству, доходы могут увеличиваться.

Специалисты в области электроэнергетики работают:

Постепенно, продвигаясь по карьерной лестнице, электроэнергетик сможет достичь должности инженера-техника. Электроэнергетик может заняться научно-исследовательской работой , трудясь в лабораториях, научных институтах, занимаясь исследованием в сфере электротехники, создавая автономные источники, энергоустановки, работающие от природных «аккумуляторов» (ветер, солнце). Также перед специалистами открываются перспективы работать за рубежом, уезжая в развитые страны.

Обучение специалиста

Деятельность электроэнергетика и электротехника требует наличие среднего-специального технического или высшее профессионального образования, с конкретной специализацией. И во многих высших учебных заведения подготавливают энергетика нового поколения.

Каждая специальность даёт право работать в сфере энергетики.

Объекты профессиональной деятельности студента-бакалавра очень разнообразные:

  1. Электрические машины, механизмы, системы, их управление и регулировка.
  2. Электромеханические, электроэнергетические и электронные аппараты.
  3. Устройства и систему для управления потоками электроэнергии.
  4. Технологические, сварочные, физические установки.
  5. Виды электротранспорта, средства обеспечения оптимальной работы систем.
  6. Предметы и оборудования для автомобилей и тракторов.
  7. Электрохозяйство промышленных предприятий.
  8. Низковольтное и высоковольтное заводское оборудование, установки и сети.

После окончания заведения новый молодой специалист работает в области обслуживания электрических систем, энергобезопасности или на должности инженера.

Требования и профессиональные навыки

Тем, кто выбрал профессию электроэнергетика, необходимо развивать и улучшать такие качества, как:

Данная профессия подходит человеку со складом ума техника, способному «дружить» с математикой, ведя точные логико-математические расчёты, поскольку одна малейшая неточность и мелочь в работе может быть катастрофой.

Также очень важно внимание и умение сосредотачиваться исключительно на процессе работы, поскольку постоянно ведутся работы с опасными элементами . Они понимают, что иногда в руках находятся жизни людей и целостность территории.

Люди, работающие этой сфере деятельности, должны уметь принимать серьезные решения и нести всю ответственность за их последствия.

В профессии энергетика нужно задействовать инновационный подход, поскольку часто приходится заниматься модернизацией оборудования, разработкой новых технологий.

Специалист должен обладать способностями аналитика, задействовать техническое мышление, владеть навыками работы за компьютером , вмещать навыки черчения: составлять, ориентироваться в них, понимать инженерные системы, уметь оформлять техническую документацию.

Также от энергетика требуется знать правила эксплуатации энергетических устройств, помнить нормативные документы (СНиП, ГОСТ), разбираться в устройствах, понимать процессы их работы и коммуникации электрического оборудования, знать технологические процессы во всех сферах энергетики.

Описание

По этому профилю готовят энергетиков нового поколения, которые смогут заниматься проектированием и эксплуатацией любых электроэнергетических и теплоэнергетических установок, вне зависимости от того, какой энергоресурс они используют: энергетические естественные потоки или нетрадиционные схемы электро- и теплогенерации. Обучение по специальности подразумевает изучение большого количества профильных предметов и нескольких общих дисциплин, а также научно-исследовательскую работу. Среди обязательных предметов: теплотехника, электротехническое материаловедение, основы энергетики, конструкционное материаловедение, энергетические машины, теоретические основы механики, гидроаэромеханика, возобновляемые источники энергии, безопасность жизнедеятельности.

Кем работать

В зависимости от профиля, который выбрали бакалавры, они могут трудоустроиться в энергосберегающие компании, на электростанции любых типов, в технопарки, на промышленные предприятия (в роли специалистов по энергетике) или в научные организации. В сферу компетенции молодых специалистов входит контроль за передачей и распределением энергии, за ее применением, производством и преобразованием. После окончания ВУЗа бакалавр в сфере энергетики и электроэнергии часто работает на должности специалиста по обслуживанию электрических систем, специалиста по энергобезопасности, инженера. В дальнейшем же может подняться по карьерной лестнице и занять должность руководителя проекта или технического директора.Те, кого интересует научно-исследовательская работа, могут трудоустроиться в научные лаборатории и институты и заниматься инновационными исследованиями в сфере электроэнергии, созданием автономных источников энергии и энергоустановок, работающих от энергии природных потоков (например, от ветра или солнца).

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАКАЛАВРИАТ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

13.03.02 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, включает:

совокупность технических средств, способов и методов осуществления процессов: производства, передачи, распределения, преобразования, применения и управления потоками электрической энергии;

разработку, изготовление и контроль качества элементов, аппаратов, устройств, систем и их компонентов, реализующих вышеперечисленные процессы.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, являются:

для электроэнергетики:

электрические станции и подстанции;

электроэнергетические системы и сети;

системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства, транспортных систем и их объектов;

установки высокого напряжения различного назначения, электроизоляционные материалы, конструкции и средства их диагностики, системы защиты от молнии и перенапряжений, средства обеспечения электромагнитной совместимости оборудования, высоковольтные электротехнологии;

релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем;

энергетические установки, электростанции и комплексы на базе возобновляемых источников энергии;

для электротехники:

электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование;

электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии;

электромагнитные системы и устройства механизмов, технологических установок и электротехнических изделий, первичных преобразователей систем измерений, контроля и управления производственными процессами;

электрическая изоляция электроэнергетических и электротехнических устройств, кабельные изделия и провода, электрические конденсаторы, материалы и системы электрической изоляции электрических машин, трансформаторов, кабелей, электрических конденсаторов;

электрический привод и автоматика механизмов и технологических комплексов в различных отраслях;

электротехнологические установки и процессы, установки и приборы электронагрева;

различные виды электрического транспорта, автоматизированные системы его управления и средства обеспечения оптимального функционирования транспортных систем;

элементы и системы электрического оборудования автомобилей и тракторов;

судовые автоматизированные электроэнергетические системы, преобразовательные устройства, электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их систем автоматизации, контроля и диагностики;

электроэнергетические системы, преобразовательные устройства и электроприводы энергетических, технологических и вспомогательных установок, их системы автоматизации, контроля и диагностики на летательных аппаратах;

электрическое хозяйство и сети предприятий, организаций и учреждений; электрооборудование низкого и высокого напряжения;

потенциально опасные технологические процессы и производства;

методы и средства защиты человека, промышленных объектов и среды обитания от антропогенного воздействия;

персонал.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

научно-исследовательская;

проектно-конструкторская;

производственно-технологическая;

монтажно-наладочная;

сервисно-эксплуатационная;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

изучение и анализ научно-технической информации;

применение стандартных пакетов прикладных программ для математического моделирования процессов и режимов работы объектов;

проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ результатов;

составление обзоров и отчетов по выполненной работе;

сбор и анализ данных для проектирования;

участие в расчетах и проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

проведение обоснования проектных расчетов;

расчет схем и параметров элементов оборудования;

расчет режимов работы объектов профессиональной деятельности;

контроль режимов работы технологического оборудования;

обеспечение безопасного производства;

составление и оформление типовой технической документации;

монтаж, наладка и испытания объектов профессиональной деятельности;

проверка технического состояния и остаточного ресурса, организация профилактических осмотров, диагностики и текущего ремонта объектов профессиональной деятельности;

составление заявок на оборудование и запасные части;

подготовка технической документации на ремонт;

организация работы малых коллективов исполнителей;

планирование работы персонала;

планирование работы первичных производственных подразделений;

оценка результатов деятельности;

подготовка данных для принятия управленческих решений;

участие в принятии управленческих решений.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

способностью использовать методы анализа и моделирования электрических цепей (ОПК-3).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

научно-исследовательская деятельность:

способностью участвовать в планировании, подготовке и выполнении типовых экспериментальных исследований по заданной методике (ПК-1);

способностью обрабатывать результаты экспериментов (ПК-2);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования (ПК-3);

способностью проводить обоснование проектных решений (ПК-4);

производственно-технологическая деятельность:

готовностью определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности (ПК-5);

способностью рассчитывать режимы работы объектов профессиональной деятельности (ПК-6);

готовностью обеспечивать требуемые режимы и заданные параметры технологического процесса по заданной методике (ПК-7);

способностью использовать технические средства для измерения и контроля основных параметров технологического процесса (ПК-8);

способностью составлять и оформлять типовую техническую документацию (ПК-9);

способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-10);

монтажно-наладочная деятельность:

способностью к участию в монтаже элементов оборудования объектов профессиональной деятельности (ПК-11);

готовностью к участию в испытаниях вводимого в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-12);

способностью участвовать в пуско-наладочных работах (ПК-13);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

способностью применять методы и технические средства эксплуатационных испытаний и диагностики электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-14);

способностью оценивать техническое состояние и остаточный ресурс оборудования (ПК-15);

готовностью к участию в выполнении ремонтов оборудования по заданной методике (ПК-16);

готовностью к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт (ПК-17);

организационно-управленческая деятельность:

способностью координировать деятельность членов коллектива исполнителей (ПК-18);

способностью к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-19);

способностью к решению задач в области организации и нормирования труда (ПК-20);

готовностью к оценке основных производственных фондов (ПК-21).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в з.е.

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Программы бакалавриата, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, и в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа, и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы бакалавриата обеспечивается возможность обучающимся освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программ бакалавриата

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 70 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 10 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ бакалавриата

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).