Предновогодние тренды рынка нефтепродуктов. Индексы Херфиндаля-Хиршмана для оценки концентрации рынков

В европейской части России середина августа прошла под знаком умеренного повышения цен на крупнооптовые партии бензина и дизельного топлива.

На заводах европейской части страны удалось избежать крупных распродаж остатков августовского ресурса: дизельное топливо массово пошло на экспорт на фоне привлекательной конъюнктуры мирового рынка в начале августа, а на бензин нашелся крупный покупатель (или покупатели), которые, особо не торгуясь, скупили все излишки.

Цены в европейской части могли вырасти еще сильнее, если бы не распродажа крупных партий нефтепродуктов на заводах Сибири.

«Голод» на сибирском рынке, наконец-то, завершился. В восточной части России, наконец-то, закончилось «дизельное безумие». Пошло на убыль и «безумие бензиновое». Правда, осталась «керосиновая аномалия» (про нее в следующий раз).

На графике на странице 2 видно, что цены на железнодорожные партии дизельного топлива на сибирских НПЗ вернулись к значениям начала апреля. Напомним, в это время стартовали одновременные масштабные ремонты на НПЗ Сибири и Дальнего Востока, которые сопровождались падением объемов продаж на СПбМТСБ до минимально разрешенных регуляторами и 20%-ным ростом цен. Следует обратить особое внимание на объемы продаж дизельного топлива «Роснефтью» с Ангарской НХК с середины апреля по начало августа.

Между тем цены на бензины не смогли вернуться на прежние уровни, поскольку при теку щих ценах железнодорожные партии омского бензина начинают проходить в западные регионы РФ. Это же утверждение верно и для омского дизельного топлива. В итоге, падение цен на Омском НПЗ оказало держивающее воздействие на рост крупнооптовых цен в европейской части страны.

Независимая розница терпит убытки. Каким образом события весны–лета 2017 года отразились на местных потребителях, проиллюстрируем следующими расчетами.

Предположим, что частная сеть АЗС покупает нефтепродукты крупным оптом на ближайшем НПЗ, везет их по железной дороге на нефтебазу в свой регион, а затем реализует на АЗС по средним ценам нефтяной компании, доминирующей на местном рынке.

Железнодорожный тариф берем по биржевому тарификатору, услуги нефтебазы по перевалке, хранению, наливу примем на уровне 700 руб./т, затраты на обслуживание кредита оценим в 1% от оборота, доставку бензовозом с нефтебазы до АЗС - в 400 руб./т. Эксплуатационные расходы АЗС оценим в 3 рубля на литр для заправок с хорошим проливом и в 4 рубля на литр для АЗС с неудачным расположением.

Картина получилась удручающая. АЗС с малым проливом являются хронически убыточными, а более удачно расположенные станции более трех месяцев генерировали серьезные убытки, особенно по дизельному топливу, выйти из которых удалось лишь повышением розничных цен на 1–2 рубля за литр дизтоплива. Благо основное внимание регуляторы уделяют ценам на бензин.

Выше были рассмотрены наиболее проблемные регионы, но и в остальных ситуация не радикально лучше. Эксперименты на топливном рынке Сибири
На этом фоне весьма впечатляет попытка удержать высокие цены на крупнооптовые партии дизельного топлива на Ачинском НПЗ и Ангарской НХК в конце июля–начале августа текущего года, ограничивая объемы продаж товара на СПбМТСБ, что видно на графиках. В этот период все НПЗ восточной части России работали на полную мощность, кроме Ангарской НХК, на некоторых установках которой проводился ремонт. Было интересно, каких покупателей ждали на откровенно завышенных ценовых уровнях.

В итоге в отсутствии спроса и при нормально работающих НПЗ, цены рухнули под собственной тяжестью, поскольку нефтепродукты по ценам мая–июля 2017 года были интересны, пожалуй, лишь самим производителям. Биржевые цены на сибирское дизельное топливо стали привлекательными для потребителей, однако их так долго отучали от покупок товара на СПбМТСБ - ведь это был прямой путь к банкротству - что потребуется какое-то время на возвращение покупателей.

Показательной может стать третья декада августа, когда начнется торговля сентябрьским ресурсом. Она даст ответ на вопрос: будет ли производитель продавать продукт в соответствии с реальным спросом, который находится на текущем ценовом уровне, что подтверждается объемами торгов - покупатели готовы брать все предлагаемые к реализации партии продукта.

Либо, получив время для маневра, производитель снова начнет ограничивать продажи, стараясь создать дефицит товара на бирже и загнать цены крупного опта на уровни, убийственные для независимых сетей АЗС.

Тревожным звонком, в частности, является появление на сайте «Роснефти» объявления об экспортном тендере на реализацию до 20 тыс. т ачинского дизельного топлива с отгрузкой в сентябре 2017 года. При экспорте этого продукта через порты Черного моря экспортный паритет составит порядка 30000–31000 руб./т, в то время как биржевая цена ачинского дизтоплива 18 августа была на уровне 34630 руб./т.

Здесь одно из двух: или менеджеры уважаемой компании ждут падения котировок еще на 4500 рублей и готовятся к цене ачинского ДТЛ на уровне 30000 руб./т, или они расценивают произошедшее снижение крупнооптовых цен как свою недоработку и полны решимости вернуть июльские цены, убрав с внутреннего рынка «лишние» объемы за счет их продажи на экспорт по заведомо невыгодным ценам.

Нормативная база нуждается в доработке. Описанная выше ситуация весны–лета 2017 года вызывает ряд вопросов. Мы не склонны верить в «теории заговора», скорее имела место близорукая политика отдельных менеджеров, которые пренебрегли интересами потребителей нефтепродуктов и использовали слабые места текущего формата биржевой торговли. Пока производитель продавал на СПбМТСБ минимально допустимые объемы нефтепродуктов, цены держались на высоком уровне. Как только объемы продаж увеличились до уровня начала весны, вернулись и прежние цены на нефтепродукты.

Поэтому надеемся, что регуляторы обратят внимание на этот «сибирский эксперимент», который был бы в принципе невозможен, если бы вступило в силу обсуждаемое в настоящее время предложение о многократном повышении нормативов реализации нефтепродуктов на СПбМТСБ (25% производимого дизельного топлива вместо текущих 5%, и 60% производимого автобензина вместо текущих 10%). Если не увеличить многократно нормативы продаж нефтепродуктов на бирже, то не исключено, что в будущем этот «эксперимент» с объемами продаж повторят в масштабе всей России.

Повышение нормативов биржевых продаж - это не единственная необходимая доработка нормативной базы. Потребители нефтепродуктов хронически страдают от недостатков планирования распределения отгрузок товара нефтяными компаниями на внутренний рынок и на экспорт, поэтому целесообразно перенести экспортные тендеры доминирующих ВИНК в специальные биржевые стаканы. Правила торгов должны позволять отгрузку купленного товара как на экспорт, так и на внутренний рынок, при этом к экспортным стаканам должны быть допущены все участники биржевого рынка нефтепродуктов.

Если какая-либо нефтяная компания вознамерится подсушить внутренний рынок экспортом дополнительной танкерной партии дизельного топлива, российские покупатели смогут выкупить этот товар и разнарядить его на внутренний рынок.

В 2017 году российский рынок нефтепродуктов полностью регулируют производители товара. Именно они определяют сколько нефтепродуктов нужно внутреннему рынку, и какая должна быть цена товара. Естественно, эту ситуацию нельзя назвать конкурентным рынком - в лучшем случае это олигополия.

И если мы хотим, чтобы рынок вернулся в то состояние, когда его действительно можно назвать рынком, придется менять нормативную базу - ограничивать рыночную власть производителей нефтепродуктов и улучшать положение потребителей.

За последние годы нефтяная промышленность РФ масштабно трансформировалась, за счет чего Россия очутилась в компании крупнейших нефтепроизводителей.

На сегодняшний день тяжело вообразить международные отношения без определенной роли нефти. Она влияет на политические аспекты и экономические правоотношения, выступает горячей темой в СМИ. Но данная отрасль промышленности возникла в РФ не так давно. В 1846 году вблизи Баку (на тот момент - составляющая Российской империи) пробурили одну из первых в мире скважин.

Российская Федерация два года назад побила абсолютный рекорд по объему экспорта нефти и нефтепродуктов. Так, на сумму 283 млрд. дол. Было экспортировано 388 000 000 т нефти и нефтепродуктов. 90 % экспортного объёма ушло в дальнее зарубежье, остальное - в государства СНГ.

Краткий экскурс в историю

В 90-х годах обеспечение нефтепродуктами определялось деятельностью больших вертикально-интегрированных нефтяных компаний, обладавших соответствующими региональными заводами и автозаправочной сеткой. Регионы привлекали не только месторасположением нефтепроводов и перерабатывающих предприятий, но и состоятельными промышленными потребителями.

Дополнительный механизм воздействия на сбыта – это соглашения вышеуказанных компаний с администрациями регионов (около ½ субъектов РФ подписали такие соглашения). Таким образом, определенные компании в буквальном смысле определяли рыночную обстановку в регионах благодаря привязке других субъектов хозяйствования к собственной инфраструктуре в рамках сбыта нефтепродуктов, а также их хранения. Само собой это не могло не сказываться на рынке, влияя и на опт, и на розницу.

До 1999 г. монополизация рынка реализовывалась при помощи оптового звена, в некоторых ситуациях – с помощью транспортной составляющей. Что касается розничной сети, там сложилась жесткая .

Независимые торговцы нефтепродуктами во времена кризиса цен 1999 г. оказались в условиях товарного дефицита – компании требовали приобретать при полной предоплате исключительно крупные партии товара. В связи с этим, продавцы были вынуждены приобретать продукт по завышенной стоимости, что нашло отображение в ценовой политике розницы.

Начиная с 2000 г. стали меняться условия работы нефтерынка. Формируется определенное направление рынка, с принадлежностью основной доли 2-3 нефтяным компаниям. Товары конкурентов, как правило, однородны, и главный аспект успешности - это своевременные поставки и стоимость.

Основные нефтяные продукты и НПЗ России

К основным товарным группам нефтепродуктов РФ относятся следующие:

  • Автомобильный бензин.
  • Дизельное топливо.
  • Топочный мазут и битумы.
  • Авиационное и ракетное топливо.
  • Моторные масла.

Среди главных нефтеперерабатывающих предприятий России можно отметить:

  • КиришиНОС;
  • Омский НПЗ;
  • Лукойл-НОРСИ;
  • Пермский НПЗ;
  • ЯрославНОС;
  • Волгоградский НПЗ;
  • Туапсинский НПЗ;
  • Ангарская НХК;
  • Уфанефтехим;
  • Новокуйбышевский НПЗ;
  • Салаватнефтеоргсинтез;
  • ТАИФ-НК;
  • ТАНЕКО и пр.

Проблемы развития нефтепереработки

Главными факторами регресса являются:

  • непомерные транспортные тарифы;
  • несоответствие стоимости нефтепродуктов внешнего рынка внутреннему;
  • услуги нефтепереработки больших заводов ограничивают доступ мелких и средних предприятий.

Заводы по нефтепереработке не хотят обслуживать небольшой нефтяной объем компаний менее крупных, а чтобы обеспечить рентабельную нефтепереработку, необходимы длительные поставки более чем на 50 000 т в месяц.

Кроме вышеперечисленного, основным направлением в развитии нефтеперерабатывающей промышленности является коренная реконструкция и модернизация НПЗ, а также повышение качества нефтепродуктов.

Предстоит разрешать проблему понижения загрязняющих выбросов от сжигания котельного топлива.

Стоит отметить, что несущественные по мировым меркам оборотные объемы ведут к тому, что крайне маленький процент нефтяных компаний на мировом рынке способен конкурировать достойно.

Основные отраслевые характеристики

Повышенная концентрация бизнеса – это отличительная черта отрасли.
Нефтяные предприятия обладают солидными производственными ресурсами. Общее число таких предприятий – более 8 000, крупных и средних из которых примерно 800.

Следующая заметная особенность состоит в том, что капиталовложение в эту отрасль обладает экстенсивным характером. Благополучная обстановка в сфере нефтяной промышленности влияет на увеличение объема добычи, однако, совершенствование технологий нефтяной добычи и переработки нефти доступно далеко не всем. С увеличением объема добычи российской нефти последовало моментальное «состаривание» оборудования. Таким образом, сегодня отсутствует 100%-ое соответствие уровню современных стандартов.

Пропагандируются модернизационные идеи для российских НПЗ путем внедрения новейших технологий, а также энергосбережения. В результате, внимание акцентируется на компаниях, которые выпускают оборудование в сфере нефтепереработки.

Масляный сегмент нефтяной отрасли

Нефтяные масла являют собой сложные смеси, содержащие в своем составе высокомолекулярные парафиновые и нафтеновые углеводороды с малой долей смолисто-асфальтеновых веществ.

Согласно сфере применения их можно классифицировать подразделяются на 2 группы:

  • смазочные;
  • специального назначения.

Использование нефтяных масел нашло применение почти во всех сферах промышленности, к тому же, авиация, армия и флот также не могут существовать без них. Структура и объем и использования масел выступает одним из показателей развития государства, а региональная структуре их использования позволяет определить уровень развития конкретного региона.

В 2006 г. объем масляного производства увеличился на 3,1%, однако не все сегменты ждало повышение. Например, понизилась выработка моторного масла для карбюраторных двигателей, уменьшился выпуск компрессорных и некоторых индустриальных масел и, наконец, слегка снизился выпуск трансформаторных масел.

Вместе с тем, значительно вырос объем выработки товарных базовых масел. Их основная часть экспортируется за рубеж, а остаток проходит модификацию и расфасовывается большим количеством маленьких нефтемаслозаводах, которые используют блендинговые установки. В пределах РФ действующими являются около 80 подобных предприятий, чья роль в производственной структуре товарных масел за последнее время капитально возросла.

Каждый год Россия производит порядка 2,6 млн. т масел (в основном, минеральные). Порядка 45% от выпуска смазочных материалов – это моторные масла. Около 20% товара идет на экспорт.

По мнению экспертов, значительное возрастание физических производственных объемов смазочных масел в РФ маловероятно, поскольку расход масел в современных механизмах более экономичен, и этот фактор сдерживает его производственный рост.

Конкурентная среда

Лукойл-Пермнефтеоргсинтез являет собой крупнейший нефтеперерабатывающий завод Российской Федерации. Многие показатели топливно-масляного направления позволяют вышеуказанной компании с уверенностью занимать место лидера в данной отрасли. Каждый год проводит переработку 12 млн. т нефти и более (глубина переработки - 93%). Половина выпуска нефтепродуктов уходит на экспорт.

Строительство всех «масляных» площадей НПЗ проводилось давно, в период СССР, поэтому подавляющее их большинство устарело как физически, так и морально. Потенциал производства российских НПЗ практически целиком состоит из процессов экстракционного выделения масел, таким образом, важные качества потребительских свойств (например, содержание в маслах серы или индекс их вязкости) зависят непосредственно от состава нефти, которая поступает на завод.

Львиная доля российской выработки нефтепродуктов показывает несоответствие стандартам Европы, за счет чего они обладают низкой конкурентоспособностью на европейском рынке.

Подделки - головная боль производителей брендов

В некоторых регионах России доля фальсификата приравнивается 40%. В результате предприятия вынуждены совершенствовать помимо качества своих масел, также упаковку и общий уровень защиты собственного товара. Почти все «масляные» НПЗ имеют или строят автоматизированные линии по производству пластиковых бочек и канистр с весьма трудновоспроизводимыми в кустарных условиях формами. Причем каждая из них располагает этикеткой с несколькими уровнями защиты.

Рынок масел РФ также имеет довольно «проблематичную зону» в качестве сегмента базовых синтетических масел – продукта химпроизводства с отдаленным отношением к нефтепереработке.

Потребности рынка РФ в полусинтетических и синтетических маслах каждый год оценивается в 75 000 т (примерно 40 000 т – это потребности Министерства обороны). На сегодняшний день Волгоградский НПЗ является единственным отечественным производителем синтетической «базы», которую целиком выкупают военные.

Последние тенденции нефтяного рынка РФ

90 % экспортных поставок нефтепродуктов России ориентирован на дальнее зарубежье (Атлантический рынок). В 2009 г. отмечался рост объема экспорта нефти и нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья на 7 %, в то время как экспорт в государства СНГ значительно сокращен (на 38,4 %, что составило 5,18 млн. т, вместо 7,79 млн. т).

В 2010 г. экспорт российских нефтепродуктов вырос до 131,3 млн. т.. Если доля дизтоплива в структуре поставок на экспорт почти не изменилась при физическом увеличении на 3 000 000 т, то доля мазута увеличилась с 53 до 55 % или до 72 млн. т. Экспорт бензина сокращен на 34 %, т.е. до 3 млн. т.

В середине 2011 г. экспортная структура российских нефтепродуктов была отмечена преобладанием средних и тяжелых дистиллятов - дизтоплива и мазута, которые предназначены к дальнейшей переработке. В итоге средняя цена корзины нефтепродуктов, идущих на экспорт не выше стоимости сырой нефти. Однако инвестиции, направленные на модернизацию нефтеперерабатывающей промышленности России в последнее время ведут к повышению качественных характеристик топлива.

Россия обладает огромными ресурсами полезных ископаемых, в частности, 34% мировых запасов газа и 13% нефти. Доля топливно-энергетического комплекса в ВВП составляет 25%, около половины экспорта и валютных поступлений приходится на доходы от продажи углеводородов.

Наша страна, в силу своей географической протяженности, владеет, пожалуй, чуть ли не самым большим в мире запасом топливных ресурсов.

На территории России находится около 13% от всех мировых (разведанных на данный момент) запасов нефти и примерно 34% запасов природного газа. Ежегодная добыча сырья энергоресурсов в России составляет 13% от общемирового.

Сегодня на долю ТЭК (топливно-энергетический комплекс) приходится около 25% производства ВВП (валовый внутренний продукт), 30% от объема промышленного производства, около 50% доходов федерального бюджета, а также экспорта и валютных поступлений в стране.

Именно это и дает основания для того, что эксперты нередко говорят о том, что экономика России зависит в большей степени от добычи полезных ископаемых, чем от производства. И наблюдается тенденция превращения страны в сырьевой придаток для мировой экономики.

Но есть и другая точка зрения. Ведь очевидно, что наличие топливно-энегретических ресурсов является преимуществом для страны. Таким образом, для развития и подъема российской экономики необходимо эффективное и рациональное использование потенциала ТЭК.

Начиная с 2000 г. наблюдается рост спроса на нефть. На рост потребления нефти оказывает наибольшее влияние стремительно развивающиеся страны, такие как Китай, который потребляет около 94 000 000 тонн нефти в год. В Европе же на рост потребления нефти оказывают влияние такие страны как Австрия, Польша, Голландия и Испания. Если до 2003 года ОПЕК сдерживала темпы добычи нефти для того, чтобы обеспечить стабильность цен на рынке, то теперь это ограничение снято, так как темпы добычи нефти никак не могли удовлетворить постоянно растущий спрос на нее.

В период с 2000 по 2004 г. именно в России наблюдался самый высокий прирост добычи нефти, и в настоящее время наша страна является одним из ведущих факторов, служащих стабилизации мирового рынка нефти.

Именно России принадлежит рекорд по добычи нефти. В 1987 году в России, то есть именно в РСФСР, а не во всем Советском Союзе, было выкачано из недр 571 000 000 тонн «черного золота». За всю историю добычи нефти, это была самая высокая цифра. В последующие годы произошло резкое снижение темпов добычи нефти, но уже с 2000 года выкачка нефти стала увеличиваться.

Также производится разведка и поиск новых месторождений «черного золота». На сегодняшний день в нашей стране разведано и открыто около 3000 месторождений сырья, но эксплуатируется только половина скважин. Максимальная доля добычи нефти приходится на Урал и Западную Сибирь. Именно здесь добывается почти 90% всей нефти в стране.

Перспективными для добычи нефти являются также шельфы Баренцева, Каспийского и Балтийского морей и острова Сахалин. По прогнозам экспертов (как отечественных, так и западных) в дальнейшем будут только расти, так как это связано с истощением запасов и удорожанием себестоимости добычи нефти.

Существуют проекты, по бурению скважин в океаническом глубоководном шельфе, а также в арктических и антарктических зонах. Но стоимость каждого барреля нефти, добытого в таких условиях может заставить мир искать более дешевые, альтернативные источники энергии.

На развитие экспорта нефти из России во многом повлияло и географическое положение страны. Для поставки нефти в страны Европы существует Балтийская трубопроводная система. Для обеспечения нефтью Азиатско-Тихоокеанского региона имеется нефтепровод Тайшет-Тихий океан, а также танкерный терминал.

Для экспорта нефти в Америку планируется построить нефтепровод Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Нефтяные компании России также реализуют и собственные проекты увеличения экспорта «черного золота».

Например, компания "ЛУКОЙЛ" через Астраханский терминал по Каспийскому морю осуществляет поставки нефти в Иран. А "Роснефть" поставляет сырье в Мурманск по Северному морскому пути танкерными перевозками. Главным покупателем российской нефти на сегодняшний день являются страны Европы. Именно в Европу уходит почти 90% всей добываемой нефти в стране. Но постепенно растет и спрос на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности – в Китай.

Уже с 2006 г. Россия стала мировым лидером по объему нефтедобычи. В этом показателе она обошла даже Саудовскую Аравию, державшую титул мирового поставщика нефти более двадцати лет. Этот рекорд обеспечило то, что в Саудовской Аравии добыча нефти искусственно сдерживается ОПЕК. А Россия качает нефть свободно. А вот вопрос с запасами нефти в нашей стране остается открытым. Дело в том, что прогнозы и подсчеты, принятые в нашей стране отличаются от общемировых.

Так, по оценкам международного сообщества нефти в наших недрах содержится около десяти миллиардов тонн, а российские методики и подсчеты дают цифру от 12 до 25 миллиардов тонн. Также основной проблемой нефтедобычи в России является и то, что выкачка нефти из недр происходит у нас до сих пор крайне неаккуратно, по оценкам экспертов, полезный выход нефти составляет всего 30%, а 70% нефти остается в земле.

Но, несмотря на то, что внешние поставки нефти в стране растут, внутренний рынок полностью удовлетворен, цена на нефть в России постоянно повышается, практически не отставая от мировых цен. В этом виноват вовсе не сговор монополистов.

Если нефтяники не будут следовать за мировой конъюнктурой, и не станут считаться с понижением уровня рентабельности своей отрасли на внутреннем рынке, то ни к чему хорошему это не приведет. Такие меры, как биржевые инструменты, внутренние интервенции, и ужесточение антимонопольного законодательства в нынешней ситуации могут иметь только весьма ограниченный эффект.

Основной баланс цен определяется только двумя инструментами государственного налогового регулирования. Сегодняшние внутренние рентные платежи российским законодательством жестко привязаны к ценам мирового рынка. И именно они определяют ту динамику внутренних цен, которая сейчас наблюдается. Но следует учесть и то, что действующая ныне система была создана при других условиях мирового рынка.

Формирование в России организованного рынка нефтепродуктов становится сегодня одной из приоритетных экономических задач. Наша страна - один из крупнейших экспортеров топлива и в то же время потребитель значительных его объёмов. При этом в отличие от мирового рынка (где условия поставок и расчетов стандартизированы, а уровень цен формируется преимущественно на биржах, что обеспечивает выявление их экономически обоснованного уровня цен), степень организованности внутреннего российского топливного рынка остается крайне низкой. Условия поставок и расчетов требуют подробной детализации при заключении каждой отдельной сделки. Единые ценовые индикаторы практически отсутствуют, в большинстве вертикально - интегрированных компаний преобладает трансфертное ценообразование. Все это порождает дополнительные риски и издержки участников рынка, препятствует повышению прозрачности предприятий ТЭК, тормозит экономический рост.

ТЭК России является основой отечественной экономики, способствует увеличению спроса на продукцию других отраслей, таких как металлургия, станкостроение. Поэтому, неудивительно, что на современном этапе становления рыночной экономики благополучие страны зависит от состояния нефтяной отрасли. Топливно-энергетический комплекс является ведущей сферой экономики России, обеспечивающей более четверти промышленной продукции, формирующей до 40% доходной части бюджета и дающей почти половину валютных поступлений в страну. Помимо этого в течение большей части переходного периода ТЭК выступал донором других отраслей экономики и социальной сферы, кредитуя их искусственно заниженными ценами на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию и тепло) и в особенности массовыми неплатежами потребителей за поставленные им энергоносители.

Несмотря на эти объективные обстоятельства, доминирующей в обществе эмоцией является видение в ТЭК не локомотива, а главного деструктивного фактора российской экономики, чье доминирование ставит под угрозу как отдаленное, так и ближайшее будущее страны. В качестве главной угрозы при этом рассматривается объективно неизбежный отказ от искусственного сдерживания цен на продукцию естественных монополий.

Несовершенство официальной российской статистики по потреблению нефтепродуктов приводит к существенному разбросу данных, приводимых различными источниками при характеристике даже таких процессов, как производство, экспорт и импорт нефтепродуктов, а также их отгрузка с НПЗ на внутренний рынок. Так, данные, приводимые Минэнерго, Госкомстатом и нефтяными компаниями по этим позициям, могут существенно розниться. Частично этот факт объясняется тем, что производство нефтепродуктов в России и их сбыт, были в известной степени выведены отечественными производителями за пределы досягаемости официальной статистики. Для нефтяников это один из способов ухода от выплаты налогов в полном объеме, а также путь к устранению препятствий их форсирования экспорта.

Именно "нефтяное" лобби является одним из наиболее влиятельных в России, поэтому "серые" продажи дистиллятов и практика картельного ценообразования на данных рынках являются неотъемлемой частью современной российской экономики. Все это ведет к возникновению существенных пробелов в российской статистике потребления нефтепродуктов. Основными проблемами в этой связи являются:

  • - практика продаж нефтепродуктов внутри непрозрачной структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний;
  • - "серая" торговля нефтепродуктами, особенно в регионах России, граничащих с бывшими советскими республиками (это относится как к нелегальному экспорту нефтепродуктов на более рентабельные западные рынки через страны СНГ и Балтии, так и импорту дистиллятов из Беларуси, Азербайджана, Украины, Казахстана и Украины (цены на нефтепродукты в этих странах зачастую ниже, чем в России), который практически никак не отражается в официальной статистике);
  • - воровство нефтепродуктов, в том числе из государственной системы "Транснефтепродукта" (до 10% от общего объема прокачиваемых через систему дистиллятов).

Региональная статистика потребления нефтепродуктов содержит в себе еще больше пробелов, чем общефедеральная. В этой связи в качестве основной методики исследования было избрано сопоставление спроса на нефтепродукты в регионах на основании данных Минэнерго о поставках нефтепродуктов с НПЗ в регионы России. Вместе с тем необходимо отметить, что эти данные не отражают продажи нефтепродуктов, производимых малыми предприятиями, а также нелегальный экспорт нефтепродуктов из рассматриваемых регионов.

Тем не менее, с учетом перераспределения нефтепродуктов по регионам России уже после "первичной" поставки с НПЗ, точно оценить объемы потребления автомобильного бензина, дизельного топлива и топочного мазута в областях России не представляется возможным. По этой причине исследование рассматривает потребление нефтепродуктов не на уровне субъектов Российской Федерации, а на уровне федеральных округов, что представляется методически более оправданным. Отдельно выделяются только тенденции в развитии нефтепродуктового рынка Москвы, оказывающие большое влияние на общее потребление дистиллятов в Центральном федеральном округе и России в целом. Наиболее "непрозрачным" нефтепродуктом является авиационный керосин, данные по которому засекречены из соображений стратегической безопасности. В этой связи соответствующий раздел исследования в части статистики построен на данных информационного агентства "ИнфоТЭК".

Стержнем исследования стала диагностика нефтепродуктовых рынков федеральных округов России путем обобщения имеющейся информации о "вкладе" каждого из конечных потребителей в общую структуру спроса на нефтепродукты. Подспорьем послужила как имеющаяся официальная статистика, так и моделирование ситуации в случаях, когда в статистических данных имелись значительные пробелы. Моделирование ситуации проводилось путем расчета соответствующих коэффициентов для каждого из регионов. Например, на основании объемов грузооборота железнодорожного транспорта в федеральных округах России и региональных особенностях этого вида транспорта рассчитывались доли федеральных округов в общероссийской структуре потребления дизтоплива и топочного мазута, данные по которой имеются. Для каждого раздела исследования использовались одни и те же методы выбора источников статистики, моделирования ситуации и ситуационного анализа, поэтому полученные данные сопоставимы между собой.

Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые ориентированы прежде всего на экспорт своей продукции, не демонстрируют стратегического интереса на внутрироссийском рынке нефтепродуктов. Вместе с тем именно внутренний нефтепродуктовый рынок они рассматривают как "платформу" для компенсации своих потерь в случае падения мировой цены на сырую нефть. Чтобы получить как можно более высокую выручку на внутреннем рынке, российские нефтяники активно практикуют картельное ценообразование, фактически монополизировав большинство региональных рынков нефтепродуктов. В результате рентабельность российского рынка нефтепродуктов значительно возросла после того, как негативные последствия кризиса 1998 года были преодолены и тем самым платежеспособность большинства потребителей - восстановлена. Вместе с тем рост цен на дистилляты стал препятствием для увеличения физических объемов их сбыта. Одновременно рост цен на нефтепродукты только ограниченно способствовал повышению энергоэффективности российской экономики, так как большинство потребителей испытывает недостаток средств для модернизации своей технической базы.

Поскольку правительство пока не в состоянии противостоять мощному "нефтяному" лобби и пресечь практику картельного ценообразования на региональных рынках нефтепродуктов, физическая емкость рынков дизтоплива и топочного мазута, скорее всего, будет и далее сокращаться. Эта тенденция может усилиться в случае, если достигнутая в России макроэкономическая стабилизация будет поколеблена усилением негативных явлений (недостаточным темпом роста инвестиций по сравнению с темпом роста ВВП и реальных доходов граждан). В связи с продолжающимся ростом реальных доходов граждан объемы сбыта бензина и, в меньшей степени, керосина, вероятно, будут увеличиваться, так как число пассажирских авиарейсов и автомобилей в личной собственности граждан будет расти.

Рынок нефтепродуктов является довольно специфичным в плане того, что практически отсутствует дифференциация товара. По стране существует относительно небольшое количество нефтеперерабатывающих предприятий, у которых и закупают ГСМ оптовые и розничные продавцы. В такой ситуации на основное место в конкурентной борьбе в данной отрасли выходит именно ценовая политика фирмы. Для покупателей при достаточно низком уровне платежеспособного спроса приоритетным фактором при покупке является именно цена топлива. Качество обслуживания, уровень сервиса, предоставление дополнительных услуг отходят на второй план. В таких условиях необходим постоянный мониторинг цен конкурентов. Он дает возможность оценивать конкурентоспособность существующих собственных цен и принимать решения о ценовой политике.

Система нефтепродуктопроводов, в России объединенная в ОАО "Транснефтепродукт", поставляет бензин, дизельное топливо и авиационный керосин в шесть из семи федеральных округов России (за исключением Дальневосточного). Система "Транснефтепродукта" играет ключевую роль в обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами (в частности, в Москву топливо подается через нефтепродуктопроводное кольцо, опоясывающее столицу, в районе которого сосредоточено множество АЗС). Вместе с тем российские нефтяные компании видят в "Транснефтепродукте" прежде всего канал своего экспорта (система трубопроводов компании покрывает часть Восточной Европы). В частности, с подачи нефтяников в настоящее время строится ветка из Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск, с пуском которой экспортные возможности производителей нефтепродуктов значительно расширятся. Тарифы на прокачку топлива по системе "Транснефтепродукта" на 30-40% ниже стоимости транспортировки тех же объемов нефтепродуктов железной дорогой. В то же время внутри России поставки дизеля конечным потребителям в России осуществляется несколькими видами транспорта, включая железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный (на Крайнем Севере), поэтому для внутреннего рынка монополия "Транснефтепродукта" относительна.

Одной из пока еще нерешенных проблем "Транснефтепродукта" являются "несанкционированные" утечки топлива из системы. Хотя руководство компании продолжает борьбу с воровством нефтепродуктов, рост цен на них на внутреннем рынке является слишком сильным стимулом для попыток заработать на продаже ворованного топлива внутри России или за рубежом. По различным оценкам, до 10% прокачиваемых по системе дистиллятов разворовывается. Дизельное топливо и бензин, попадающие на рынок таким образом, не учитываются официальной статистикой, но на них приходится значительная доля потребляемого в России топлива.

Улучшение макроэкономической ситуации ведет к росту доходов населения, темпы которого только намного превышают прирост ВВП и промышленного выпуска. В ближайшие годы реальные доходы населения, скорее всего, будут продолжать увеличиваться на 6-8% в год, а у наиболее состоятельной прослойки - еще более высокими темпами. Кроме того, рост доходов населения распределяется крайне неравномерно на региональном уровне. В данном случае лидирует Москва, так как здесь сосредоточено более половины всех финансовых потоков страны, что прямо сказывается темпы изменения среднегодовых доходов населения, и, следовательно, спроса на автомобили. Относительно благополучная ситуация сложилась в остальной центрально-европейской части и на северо-западе.

Рост цен на нефть на мировом рынке в последние годы способствует тому, что российские нефтяные компании форсируют экспорт сырой нефти в ущерб ее переработке внутри России. Напротив, в случае падения цен на нефть на мировом рынке нефтяные компании, скорее всего, будут наращивать переработку нефти внутри страны, чтобы экспортировать более дорогую продукцию нефтепереработки в возрастающих объемах. Однако для этого российским нефтяникам необходимо будет повышать качество своей продукции, поэтому в среднесрочной перспективе они, скорее всего, смогут поставлять более качественную продукцию и на внутренний рынок, но повышение качества бензина позволит производителям еще больше поднять на него цены, что может привести к сокращению совокупного внутреннего спроса на бензин.

Антимонопольная политика государства на рынках нефтепродуктов остается неэффективной. Наиболее вероятно, что в ближайшие годы внутренние цены на бензин будут расти, поскольку российский рынок нефтепродуктов отличается высокой степенью монополизации, и ведущие нефтяные компании будут стремиться установить на свою продукцию более высокие цены.

Эта тенденция может усилиться в случае падения мировых цен на нефть, поскольку нефтяные компании попытаются компенсировать потери от экспорта за счет повышения внутренних цен на нефтепродукты. Динамика увеличения цен на бензин варьируется в зависимости от региона. В данном случае определяющим фактором является уровень дохода на душу населения, поэтому в городах федерального значения и областных центрах наблюдается более быстрый рост цен на бензин, чем в областях.

Вместе с тем сокращение объемов потребления бензина является естественных ограничителем роста цен на него. Так, цены на высокооктановый бензин, доля потребления которого максимально высока в мегаполисах, растут быстрее, чем на низкооктановый. Ведь спрос на низкооктановый бензин более эластичен.

Таким образом, актуальность исследования рынка нефтепродуктов очевидна, ещё и в условиях постоянного обсуждения переориентации экономики на наукоемкие технологии и сферу услуг. Поэтому необходима разработка эффективных методов организации и способов управления рынком нефтепродуктов в соответствии с его региональной спецификой.