Что такое Джамахирия: Блоги: Факты о России. Джамахирия Форма правления джамахирия

2 марта 1977 года была принята Декларация об установлении власти народа (Джамахирии). Страна была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. СРК и кабинет были упразднены. По конституции, верховным органом власти становился Всеобщий народный конгресс (ВНК), который формировался из народных конгрессов и комитетов, в которых участвует непосредственно население страны. Каддафи, занимавший должность генерального секретаря Всеобщего народного конгресса, стал главой государства. В стране активизировались меры по вытеснению частного капитала из розничной и оптовой торговли и ликвидации частного владения недвижимостью. Каддафи провозгласил внешнеполитический курс на оказание активной помощи «революционным движениям и режимам, противодействующим империализму и колониализму», и оказывал поддержку международному терроризму. В 1979 году он ушёл в отставку, заявив о намерении посвятить себя разработке идей ливийской революции. Тем не менее Каддафи, являющийся Верховным главнокомандующим и лидером революции, сосредотачивает в своих руках реальную власть.

В 1970-х годах цены на нефть на мировых рынках значительно повысились, что привело к накоплению значительных средств в Ливии, являвшейся поставщиком нефти в западные страны. Государственные поступления от экспорта нефти шли на финансирование градостроительства и создание современной системы социального обеспечения населения. Вместе с тем для повышения международного престижа Ливии огромные суммы расходовались на создание хорошо вооружённой современной армии. На Ближнем Востоке и в Северной Африке Ливия выступала в роли носителя идей арабского национализма и бескомпромиссного противника Израиля и США. Резкое падение цен на нефть в середине 1980-х годов привело к значительному ослаблению Ливии. Между тем администрация США обвинила Ливию в пособничестве международному терроризму, и 15 апреля 1986 года США нанесли бомбовые удары по нескольким городам Ливии.

В 1992 году против Ливии были применены санкции, после того как ливийские граждане взорвали два пассажирских авиалайнера. Она отвергла все обвинения и отказалась выдать своих граждан, подозреваемых в совершении диверсий. В конце 1993 года Каддафи предложил, чтобы два ливийца, обвиняемые во взрыве самолёта в Локерби, предстали перед судом в любой стране мира, но при этом суд должен был быть либо мусульманским, либо состав суда должен был состоять целиком из мусульман. Предложение ливийского лидера было отвергнуто, и начиная с 1992 года каждые шесть месяцев против Ливии возобновлялись санкции ООН, включающие прекращение военно-технического сотрудничества и авиасообщения, замораживание ливийских авуаров, запрет на ввоз в Ливию некоторых видов оборудования для нефтедобывающей промышленности и др. После того как Международный суд в Гааге вынес вердикт о праве Чада на полосу Аузу, оккупированную в 1973 году ливийскими войсками, Ливия в 1994 году вывела свои войска из этого района.

В сентябре 1995 года, в знак недовольства мирными соглашениями, заключёнными ранее между Организацией освобождения Палестины (ООП) и Израилем, Каддафи объявил о высылке из Ливии 30 тысяч проживавших там палестинцев.

В 1999 году ЕС отменил торговое эмбарго и большинство санкций по отношению к Ливии (сохранив эмбарго только на торговлю оружием). В 2006 году были возобновлены дипломатические отношения между Ливией и США. В 2007 году по соглашению с ЕС была освобождена группа врачей, обвинявшаяся в преднамеренном заражении 400 детей СПИДом. В 2008 году США обязались компенсировать ущерб, нанесённый Ливии бомбардировками её территории, а Италия выплатила Ливии компенсацию за ущерб, нанесённый колониальным правлением (5 миллионов долларов США).

В 2011 году в Ливии начались народные волнения, позже перешедшие в гражданскую войну. Центром восстания стал портовый город Бенгази. В результате гражданской войны и иностранной интервенции власть над большей частью территории страны получил Переходный национальный совет, признанный на тот момент лишь Западом. 3 августа 2011 года он официально переименовал страну в Государство Ливия, вернув государству бывший флаг, который в 1951-1969 годах использовала ливийская монархия во главе с королём Идрисом.

8 августа 2012 года Национальный переходный совет, который управлял страной с конца гражданской войны в Ливии, официально передал власть Всеобщему национальному конгрессу. После окончания гражданской войны в Ливии периодически вспыхивают вооружённые столкновения между различными силами.

1 сентября исполняется 40 лет со дня свержения королевской власти и провозглашения Ливийской Арабской Республики, которая 2 марта 1977 года была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию.

Ливия, официальное название Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, - арабское государство, расположенное на севере Африки . Граничит с Алжиром и Тунисом - на западе, Суданом, Чадом и Нигером - на юге, с Египтом - на востоке. На севере омывается водами Средиземного моря.

Территория - 1,76 млн. кв. км (85% приходится на пустыню). Общая протяженность средиземноморского побережья страны - 1860 км.

Столица - Триполи.

Крупные города - Бенгази, Тобрук, Мисурата.

Административно‑территориальное деление : Ливия разделена на 26 административных единиц - шаабий (провинций), которые в свою очередь разбиты на коммуны (махалли).

Население ‑ 6,156 млн. чел. (оценка на 2007 г.), горожане ‑ 77,4%.

Основные народы ‑ арабы 90% (причем арабы‑ливийцы 33%, арабы-киренаики 27%, арабы‑египтяне 10%, арабы‑палестинцы 1% от всего населения страны); берберы арабоязычные 4,4%; берберы, говорящие на языке нафуси 2,7%, бедуины 1,5%, пенджабцы 1%, цыгане‑домари 0,6%, итальянцы 0,4%, сербы 0,4%, туареги 0,2%.

Официальный язык - арабский.

Государственная религия - ислам суннитского толка, основа законодательства ‑ шариат.

История . До 1911 года Ливия входила в состав Османской империи, с 1911 по 1942 год являлась итальянской колонией, в 1943 году в результате разгрома войск итало‑германской коалиции была оккупирована Англией и Францией.

24 декабря 1951 года в соответствии с резолюцией ГА ООН (1949) Ливия провозглашена независимым суверенным государством - Соединенным Королевством Ливии во главе с королем Идрисом I.

1 сентября 1969 года группа националистически настроенных офицеров ливийской армии во главе с Муаммаром Каддафи, входивших в "Движение свободных офицеров юнионистов‑социалистов", свергла монархический режим и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). В марте 1977 года была принята "Декларация об установлении власти народа", объявившая о создании в стране "джамахирии" (государство народных масс).

Государственное устройство . Определяется положениями "третьей мировой теории" Муаммара Каддафи. Ее суть заключается в реализации принципа "прямого народовластия", т.е. непосредственного участия народных масс в управлении страной без таких институтов, как президент, парламент, правительство и партии, которые в СНЛАД официально упразднены.

Глава государства - Муаммар Каддафи. Формально он не занимает государственных должностей, оставаясь лишь Верховным Главнокомандующим силами вооруженного народа (ВС СНЛАД). Его юридический статус определяется Хартией революционной законности (утверждена на чрезвычайной сессии ВНК в марте 1990 г.), согласно которой Муаммар Каддафи - "руководитель революции" и "источник революционной законности".

Функции правительства выполняет Высший народный комитет (ВНК) во главе с секретарем, а министерств - главные народные комитеты (ГНК), куда входят представители местных народных комитетов, ответственные за данную отрасль на уровне коммуны.

Законодательная власть . Всеобщий народный конгресс (ВНК), сессии которого созываются раз в год. Постоянно действующий орган ВНК - Генеральный секретариат.

Экономика . По разведанным запасам нефти (оцениваются в 39,1 млрд. бар.) Ливия занимает 1‑е место в Африке и 5‑е среди участников ОПЕК (после Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта и ОАЭ). Имеются крупные запасы природного газа (1,43 трлн. куб. м, 3‑е место в Африке).

Ведущие отрасли экономики - нефтегазодобыча, нефтегазоперерабатывающая и нефтехимическая отрасли промышленности, на долю которых приходится 95% поступлений от экспорта. Легкая промышленность представлена в основном небольшими предприятиями по производству тканей, пошиву одежды и обуви, выделке кож. Пищевая отрасль развита относительно слабо.

По уровню дохода на душу населения (более 6 тыс. долларов в год) Ливия занимает одно из первых мест в Африке.

Внешняя торговля . Ведущие внешнеторговые партнеры Ливии: Италия, Германия, США и Испания. Внешнеторговый оборот в 2008 году составил 89,9 млрд долларов (экспорт - 69,3 млрд долларов). Основу экспорта составляет нефть, продукты нефтепереработки и нефтехимии. Основные статьи импорта ‑ легковые машины, станки, нефтеоборудование, трубы, электрооборудование, пиломатериалы и другие стройматериалы, промышленные и продовольственные товары, различные готовые изделия, а также химические и сырьевые товары.

Внешняя политика . Ливия является членом большинства крупных международных организаций - ООН, Лиги арабских государств (ЛАГ), Африканского Союза, Организации Исламской Конференции (ОИК), Движения Неприсоединения (ДН). Ливия ‑ председатель Союза Арабского Магриба и член патронируемого ею Сообщества Сахаро‑Сахельских государств.

В июле 2004 года ВТО приняла решение начать официальные переговоры о вступлении в нее Ливии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ливийская «Джамахирия». Муамар Каддафи. Военный переворот, осуществленный 1 сентября 1969 года группой сподвижников заговорщической организации «Свободные офицеры», прошел удивительно спокойно и до сих пор считается самым бескровным в истории арабских стран. Свержение короля Идриса совершила небольшая группа молодых офицеров под руководством 27-летнего Муамара Каддафи. Впоследствии это событие руководители Ливии назовут «Резолюцией 1 сентября». Молодые заговорщики и Каддафи, которые были горячими сторонниками арабского социалиста Гамаля Абдель Насера, сделали на первых порах все возможное, чтобы повторить революцию Египта 1952 года, и это вначале им удавалось.
Муамар Каддафи, молодой капитан ливийской армии, в одночасье стал главнокомандующим и диктатором целого государства. Родился он в 1942 году в бедуинской палатке, которая и сегодня является местом поклонения ливийцев. Не случайно Каддафи называет себя «величайшим пролетарием мира». Биографы отмечают незаурядную начитанность и ораторские способности вождя («каида») революции. Он учился на историческом факультете Ливийского университета, но поступил в военный колледж, где создал подпольную организацию «Юнионистов-социалистов».
Формально власть перешла в рука Совега революционного командования (СРК), который в декабре 1969 г. издал текст временной конституции, з соответствии с которой Ливия объявлялась Ливийской арабской республикой (ЛАР), а Совет революционного командования принял функции законодательной власти. СРК назначал Совет министров - правительство ЛАР. Временная конституция выдвинула цели государственной политики, которые заключались в создании социалистического общества, «общества всеобщего благоденствия».
Конституция провозглашала необходимость единства арабов как важнейшую задачу государства. Идеи политического единства арабов легли в основу массовой политической партии - «Арабский социалистический союз», созданной по опыту революции Египта 1952 г. Декрет о создании партии был опубликован в июне 1971 г., вся другая политическая деятельность вне рамок Союза запрещалась. Главная задача партии состояла в привлечении основной массы народа к управлению государством и участию в широкомасштабных реформах, которые осуществлялись «каидом» ливийской резолюции.
Экономические реформы начались с национализации большинства предприятий, построенных еще при короле. Но важнейшим событием в стране стала национализация американской нефтяной компании. В 70-е годы революционеры сокрушали частную собственность на средства производства и землю, все «передавалось народу». На этом нововведения и реформы не закончились. У «каида» ливийской революции рождались новые идеи строительства ливийского общества. Ливия стала похожа на общественную лабораторию по проведению социальных экспериментов.
Главной идеологической основой осуществления всех преобразований стали идеи, изложенные М. Каддафи в его «Зеленой книге», изданной в нескольких томах. Первая книга была опубликована в 1976 г., затем издания продолжались до 1979 г. С выходом книги в Свет появилась «третья мировая теория», которая представлена «каидом» как собрание вечных общечеловеческих истин и может квалифицироваться как своеобразная «Библия современной эпохи». В разное время М. Каддафи подчеркивал свою приверженность к идеям Мао Цзэдуна, Сталина, и далее Гитлера, но «третья мировая теория» претендует на новое место в мире. Теория создавалась как противопоставление «капиталистическому материализму», так и «коммунистическому атеизму» и претендует на то, чтобы быть единственно приемлемой для всех развивающихся стран.
Основные отличия возникшей идеологии заключаются в следующем.
По утверждению самого Каддафи, его теория представляет собой особую форму социализма, которая наиболее полно соответствует исламской «умме» (сообществу мусульман). Ислам, особенно ранний, содержит идеалы равенства и социальной справедливости. Взятые за основу нового общества исламские догмы составляют базу нового идеологического направления. Кроме того, «каид» утверждает, что все режимы в мире несправедливы, поскольку строятся на основе господства одного класса или партии.
Именно отсюда выводится идея «Джамахирии» - общества народных масс. Это слово введено в оборот самим Муамаром Каддафи и означает, по существу, «прямое народное самоуправление», хотя во многом эти идеи, по мнению исследователей, перекликаются с анархистскими взглядами Прудона, Бакунина, Кропоткина.

Создание общества «Джамахирии» шло путем осуществления мероприятий в рамках «народной революции». В марте 1977 года на чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса (ВПК) была провозглашена «Джамахирия» - общество народных масс, в котором законодательная власть принадлежит первичным народным собраниям, объединяющим все взрослое население страны. Исполнительной властью наделены народные комитеты, избираемые народными собраниями. Ливийский лидер считает, что новая государственная структура - высшее достижение демократии. Все взрослое население страны заседает в народных комитетах.
Ушли в небытие министерства и другие государственные учреждения. Правительство Ливии сменил Высший народный комитет (ВНКОМ), а министерства - секретариаты. Провозглашалось новое государство «Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия» (СНЛАД).
Экономика страны на первых порах заметно преображалась. Значительно вырос государственный сектор, он стал преобладающим. При осуществлении аграрной реформы в жизнь проводился принцип Каддафи: «Каждый верующий может обрабатывать столько земли, сколько ему под силу». Высокими темпами развивалось жилищное строительство, здравоохранение, образование, которые предоставлялись в Джамахирии бесплатно.
Эти преобразования М. Каддафи теоретически обобщил в одной из своих работ, в которой отметил, что «коммунизм не умер, он просто еще не родился», а родиться он мог, вероятно, только в Ливии.
Конечно, эти сферы экономики развивались не на пустом месте. Гарантом относительно безбедной жизни ливийцев стали богатейшие запасы нефти, перешедшие в руки государства. К тому же богатство страны создавалось благодаря использованию дешевой рабочей силы из-за рубежа. Иностранцы, принесшие с собой современные технологии, создавали условия роста экономики и ВНП.
Однако не все шло так гладко, как того хотел реформатор. Расходная часть была огромной. Миллиардные затраты на закупку вооружений и распространение в мире идей «третьей мировой теории» все больше негативно сказывались на экономике страны. К тому же десятки экстравагантных проектов Каддафи попросту проваливались, неся гигантские затраты. Достаточно вспомнить идею «великой рукотворной реки» через пустыню. На проект было истрачено 25 млрд долларов, но «река» так и не дала воды засушливым районам.
Когда в марте 1982 г. СН1А ввели эмбарго на закупку ливийской нефти, финансово-экономическое положение страны стало быстро ухудшаться. Получение экономической помощи из Советского Союза было проблематично, поскольку СССР вступал в полосу глубокого кризиса и распада. С этого времени «каид» начинает задумываться о необходимости изменения своей политики. Растущее недовольство в стране и сопротивление местной буржуазии заставили М. Каддафи пересмотреть многие постулаты своих взглядов.
С 1988 г. полковник совершает новую революцию, вноеь переходит к восстановлению капиталистической собственности. Полковник опять удивил весь мир: он вернул частным торговцам лавки и частную собственность. После многих лет строгого контроля над всеми видами хозяйственной деятельности стала поощряться частная инициатива, снова разрешено было открывать частные магазины и частный бизнес не только в сфере обслуживания, но и в обрабатывающей промышленности. Переход к некоторой либерализации экономики, провозглашение так называемой «зеленой перестройки» на деле означали отход от догматов джамахз-рийской модели. К концу 90-х годов в руководстве страной все больше усиливается тенденция и желание избавиться от утопических идей и построений «третьей мировой теории».
Однако курс на умеренную либерализацию экономики, возрождение малого и среднего бизнеса осуществлялся под контролем государства. Государство удерживало ключевые отрасли, прежде всего нефтегазовую промышленность, а также основные виды внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные, валютно-финансовые операции. Курс ливийского динара жестко фиксировался центральным банком. Менялось отношение к иностранному капиталу. Ливийское руководство в конце 90-х заявило о своей готовности открыть двери для иностранных капиталовложений. В 1997 году был принят «закон об иностранных инвестициях», который предусматривал создание специального бюро, занимающегося иностранными капиталовложениями в ливийскую экономику.
Стимулирование внутреннего рынка проводилось путем постепенной приватизации оптовой и розничной торговли. Начато учреждение акционерных обществ, принято решение о приватизации нерентабельных(госпредприятий. С вступлением в XXI век в Ливии, хотя и медленно, но довольно последовательно осуществляются рыночные реформы. Ливийское руководство демонстрирует способность извлекать уроки из собствепных ошибок и воспринимать многие достижения государств с рыночной экономикой.
Много своеобразного в аграрных преобразованиях ливийского государства. Государство окончательно ликвидировало землевладения племен и стало полновластным собственником всех территорий. Формально земельная собственность в Джа-махириии упразднена. Собственность заменена понятием «использование земли». Несмотря на провозглашение земли общенациональным достоянием, фактически равноправно сосуществуют государственная, кооперативная, частная собственности. Не допускается, однако, ни продажа земли, ни сдача ее в аренду. Владельцам разрешено лишь передавать свои участки по наследству. Но в новом десятилетии XXI века заметна тенденция ослабления государственного регулирования.
Конечно, экономический рост страны тормозят последствия прежней экстремистской политики и экспериментов. Необходима нормализация отношений с Западом и другими странами Ближнего Востока. Несмотря на объявленные США санкции во внешней торговле с Ливией, многие государства, такие как Италия, Япония, Южная Корея, а также многие немецкие и французские фирмы, не участвовали в экономических санкциях против ливийского государства. Это позволило сохранить экономику страны в стабильном состоянии. Основным источником всех богатств современной Лиеии по-прежнему является нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, на долю которой приходится более 95% поступлений от экспорта. В целом добыча нефти и ее экспорт обеспечивали в 2003 г. достаточно высокий уровень жизни всем гражданам Джамахирии, при сохранении многих социальных программ и военных расходов.

Джамахирия - особая форма общественного устройства, господствующая в Ливии во времена правления Каддафи. Единственным источником которой является его "Зелёная книга", которая распространилась во всей Европе, Америке, Китае, Японии, Арабском мире. В СССР вышла к 20-летию ливийской революции. В 70-80 г.г в арабских странах был популярен национальный исламский социализм - третья мировая теория. Три части «Зелёной книги» были изданы в Триполи в 1976 – 1979 гг. Концепции Каддави, в настоящий момент, не имеет и не имела практических аналогов. Когда Каддафи писал одну из частей книги в палатке, среди пустыни, то ее пытались атаковать 170 американских самолётов, с целью сжечь её черновик.

Демократия (Власть народа)

Согласно Джамахирии, Главная политическая проблема человеческого общества – это проблема орудия власти. Даже семейные конфликты нередко порождены данной проблемой. Парламентская победа кандидата заканчивается победой того орудия правления, которое представляет меньшинство, что происходит в том случае, когда голоса распределяются между группой кандидатов, причем один из них получает голосов больше, чем каждый другой, отдельно взятый. Если же подытожить голоса, поданные за остальных кандидатов, то окажется, что они составляют подавляющее большинство. В парламенте сидят избранники народа и выступают от имени народа, вместо его самого. То есть, парламент - барьер для демократии. Потому, что если депутат избирается от округа, в котором могут быть сотни, тысячи, миллионы человек, которые не связаны с депутатом никакими узами. Места, занимаемые депутатами, представляют интересы своей партии или коалиции, но не народа. В парламентской гонке депутаты борются за голоса избирателей, раскалывая народ. Право наследования депутатских мест не вписывается ни в какую форму демократии. Система выборов в парламент демагогична потому, что голоса можно купить, подтасовать. Поэтому выборы в парламент выигрывают почти всегда богатые. Необходимость в парламентах возникла, когда монархи обращались с людьми, как со скотом, поэтому иметь своих представителей во власти, было заветной мечтой. Партия - орудие диктатуры, поскольку является властью части над целым. Партия отстаивает определённые интересы, а народ - это масса людей с множеством интересов. Относительно народа партия лишь меньшинство, желающее подчинить себе беспартийное меньшинство. Чем больше партий, тем яростнее борьба за власть между ними, подрывающая общественную жизнь. Победившая на выборах партия узурпирует власть. Разница между партией и кланом заключается в наличие кровного родства среди членом последнего. Джамахирия полностью отрицает классовую борьбу. Ставя понятие «класс» наряду с понятиями «партия» и «клан». То есть, если власть захватил рабочий класс, то со временем он приобретёт черты подавленного им класса буржуазии. «Класс, который отчуждает собственность другого класса и овладевает ею, чтобы удержать власть в своих руках, обнаруживает, что эта собственность оказывает на него такое же воздействие, какое она ранее оказывала на общество в целом.» Референдум признаётся пустой тратой времени и фальсификацией демократии, ибо на референдуме можно сказать только «да» или «нет», а человек должен иметь возможность промотивировать своё мнение. Референдумы были придуманы для того, чтоб завуалировать неудачные проблемы решения власти. Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Прямая демократия стала утопией из-за большого количества людей. Неоднородность режимов, именующих себя демократическими, лишь указывает на их недемократичность, по причине указанной выше. Организуются народные конгрессы, избирающие народные комитеты, которые заменяют администрацию и берут на себя управление страной. Сами народные конгрессы контролируют их работу. Поскольку члены конгрессов пренадлежат к разным профессиям, то они создают народные профессиональные конгрессы. Вопросы, поставленные народными конгрессами и комитетами, формулируются на Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов. Законы формируются в Джамахирии на основе обычаев и религии. Законы в современных обществах же противоестественны человеческой природе и формируются на интересах господствующих верхушек. Закон не нуждается в выработке, а должен существовать под эгидой человеческой сути и быть переходящим наследием. Религия признаётся самым «гуманным и справедливым» источником права. По мнению Каддафи, обществу не нужно никакое вмешательство государства в собственные дела. Это должен осуществлять сам народ на конгрессах. Человек должен иметь право на свободовыражение, даже будучи умалишённым. Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Поэтому пресса не может пренадлежать конкретному лицу. Но поскольку всё наоборот, то газета не является выразителем общественного мнения. Поэтому демократическая печать должна издаватся народным комитетом, ив частности по профессиональному признаку. Чтоб решить проблему печати, надо решить проблему демократии в целом. Третья Всемирная теория гласит, что демократическая система состоит из народных конгрессов, народных конгрессов и народных комитетов.

Решение экономической проблемы (Социализм)

Вопрос о заработной плате, с точки зрения Джамахирии, неверен, ибо трудящиеся обменивают плоды своего труда на подачки, а должен быть принцип: «кто производит, тот и потребляет». Наемные работники, как бы ни был велик их заработок, – это те же рабы. В механизме ручного труда присутствует три элемента: рабочий, предприниматель, средство производства. Свобода человека неполна, если его потребностями управляют другие. Стремление к удовлетворению потребностей может вести к порабощению человека человеком, эксплуатация также порождается потребностями. Удовлетворение потребностей – реально существующая проблема, и, если не сам человек управляет своими потребностями, возникает борьба. Если человек имеет жилище большее, чем ему нужно для удовлетворения потребностей, то он будет сдавать его в аренду, ущемляя свободу квартиранта. Так, владелец одежды вправе снять её с человека на улице и оставить его голым, владелец средства передвижения, которым тот пользуется, может высадить его на перекрестке, а владелец дома, где он живет, может оставить его без крова. Ибо человек живущий в своём доме не является свободным. Земля признаётся общенародной, на которой человек сам удовлетворяет потребности. Накопление доли общественного богатства в размере, превышающем потребности одного человека, является уже посягательством на потребности другого человека. Например, работник производит десять яблок для общества; общество за его участие в производстве отдает ему одно яблоко, что полностью удовлетворяет его потребности. Излишки должны принадлежать всем членам общества. Нетрудоспособные и неполноценные от рождения люди должны получать ту же долю общественного богатства, что и здоровые. Итак, новое социалистическое общество не что иное, как закономерный итог, вытекающий из диалектики существующих в мире несправедливых отношений, естественно порождающих именно такое решение проблемы. Несерьёзно пытаться управлять удовлетворением первейших потребностей человека с помощью юридических, административных и прочих мер, поскольку удовлетворение их является незыблемой основой общества, определяемой его естественными законами. Прибыль и деньги могут исчезнуть при удовлетворении естественных потребностей человека. В конечном счете, к исчезновению прибыли ведёт труд во имя увеличения прибыли. Домашняя прислуга вредна социализму потому, что она занята обслуживанием другого человека, а не производством благ. В тех случаях, когда участие работников все же необходимо, домашняя работа должна выполняться не прислугой, работающей за плату или бесплатно, а работниками, пользующимися правом продвижения по службе и имеющими те же социальные и материальные гарантии, что и остальные работники сферы общественных услуг.

Общественный аспект Третьей Всемирной Теории

Общественный, фактор является двигателем истории человечества. Основой исторического развития является общественная связь, которая объединяет людей в общности, начиная с семьи и кончая племенем и нацией. Что же касается борьбы за власть происходит внутри общности на разных уровнях, вплоть до семьи. Религиозный фактор объединяет представителей разных наций. Государство – это искусственное политическое, экономическое, а иногда и военное устройство, никак не связанное с понятием человечества и не имеющее к нему никакого отношения. Равно как и культивирование растений не имеет отношения к исконной природной среде. Семья - общность людей, где человек чувствует себя комфортнее, чем в племени или нации. И поскольку в рамках племени человек является более свободным, то оно становится для него, своего рода, школой жизни. Нация обеспечивает человеку политическую защиту. Национальный фанатизм, применение национальной силы против слабых наций, а также прогресс одной нации в результате захвата достояния другой несут зло и вред всему человечеству. Однако сильная личность необходима для племени и семьи. Со временем политическая карта мира менялась. Государства распадались. Так произошло с известными мировыми империями, ибо все они представляли собой совокупность наций, каждая из которых в силу своих националистических устремлений стала добиваться независимости. Государства могут объединятся на основе общей религии, но и это не помогает, если национальный дух оказывается сильнее религиозного. Джамария выступает против посягательств на семейный ценности и сравнивает ясли с птицефермами. Если женщина больна, то часть её обязанностей должен возложить на себя мужчина. При уважительной причине женщина может не соблюдать пост. Любые попытки превратить женщину в мужчину - регресс для общества. Существует два типа меньшинств – меньшинство, слившееся с нацией и ставшее её социальной частью, и меньшинство, не имеющее своей нации. Последнее представляет собой самостоятельный общественный организм и является исторически сложившейся общностью. Посягательства на эти права со стороны любого большинства есть произвол. Общественная самобытность – свойство, присущее данному меньшинству, она не может быть ни дарована, ни отторгнута. Политические и экономические проблемы такого меньшинства могут быть решены только в условиях общества, которым правят массы, где власть, богатство и оружие принадлежат массам. Многочисленность чёрной расы Изучение наук в учебных аудиториях, обязательное обучение, принуждение к выбору профессии, по мнению джамахирии - диктат и насаждение невежества. Человек должен сам выбрать профессию по своей природе. Джамахирия предлагает отказаться от изучения инородных культур и монополизации знаний. Спорт Джамахирия сравнивает с молитвой: одиночный - с молитвой в комнате, а спорт на стадионе - с молитвой в храме. Поэтому стадионы нужно упразднить, ибо негоже смотреть на то, как молятся другие. Это всё равно, что ходить в ресторан, посмотреть как едят другие. Любые попытки монополизировать спорт должны быть пресечены. Пропагандировать спорт бесполезно, так как это притупляет сознание. Когда богатства и оружие принадлежат массам, спорт как один из видов социальной активности также принадлежит массам. Неправильно также превращать спорт в достояние одиночек, так как массовый спорт проще оплатить обществу. Тысячи аплодирующих и смеющихся зрителей, заполняющих трибуны стадионов, – это тысячи введенных в заблуждение людей, которые, не имея возможности заниматься спортом лично, праздно сидят на трибунах и аплодируют чемпионам, которые перехватили у них инициативу. Точно также, люди ходящие в театр, сторонниками Джамахирии считаются бездельниками. Например, человек, смотрящий на скачки лошадей, не хочет сам учится кататься верхом. Спортивные единоборства джамахирия приравнивает к пережиткам варварства.

Джамахирия - это тип или форма политико-социального устройства государства, которая является нестандартной, поскольку отличается от привычной монархии или республики. В чем же особенность этого строя? На этот вопрос вы получите ответ в этой статье.

Что такое джамахирия? Определение

Основы джамахирии были изложены в Зеленой книге, автором которой является экс-лидер Ливии Муаммар Каддафи. В Третьей всемирной теории он описал не только суть государственного устройства, но и привел обоснования того, почему именно джамахирия - это лучший тип государственного и общественного строя. В некоторых странах она до сих пор является основой государственности.

Само слово "джамахирия" - это неологизм, происходящий от арабского "джамахир", обозначающего "народные массы". Этим словом было заменено стандартное для республиканского строя "джумхур" - "народ". Таким образом, замена на более многочисленное "масса" стала производным для появления термина "джамахирия".

Сама по себе джамахирия очень интересна и перспективна, если реализовывать ее в соответствии с теоретическими канонами, изложенными самим М. Каддафи.

Особенности строя

Люди, далекие от политики и управления, плохо понимают разницу между джамахирией и республикой, а большинство даже не знает о существовании такого политического строя.

Самый яркий пример джамахирии - это Ливия. Она стала придерживаться этого строя еще в 70-е гг. XX века, а свергнута джамахирия была в 2011 году. В ней стандартные государственные институты были упразднены. По всей стране создавались народные комитеты и конгрессы, а вся страна была разделена на коммуны, которые были самоуправляемыми частями Ливии. Фактически это были мини-государства, которые имели всю полноту власти на своей территории, вплоть до распоряжения своим бюджетом.

Каждый гражданин имел право высказывать свое мнение на заседании конгресса. Отсюда становится понятно, что ливийская джамахирия представляла собой что-то вроде федерации коммун.

История джамахирии в Ливии

Ливия провозгласила себя страной с государственным строем на основе джамахирии 2 марта 1977 года.

В 1988 году Ливийская джамахирия приняла Великую зеленую хартию, посвященную человеческим правам в эру Джамахирии. Однако на правовую часть страны оказал очень большое влияние ислам. В ее основу были заложены идеи исламского социализма, поэтому можно с уверенностью сказать, что в Ливии в то время сложилось социалистическая Джамахирия.

В конце 80-х гг. в Ливии была проведена реформа армии, которая привела к отмене регулярной армии. В результате была создана гвардия Джамахирии.

История ливийской джамахирии была прекращена в октябре 2011 года, поскольку официальный государственный строй был упразднен, а лидер страны Муаммар Каддафи был убит.

Критика

Несмотря на то, что идеи арабской джамахирии были довольно интересны и перспективны на первый взгляд, мировая общественность воспринимала эту систему довольно скептически. Большинство политически заинтересованных и активных людей в мире относились к джамахирии критично, считая, что она не жизнеспособна в современном мире.

Внутри самой Ливии существовала существенная оппозиционная прослойка, которая была настроена довольно радикальна, порой, даже революционно. В результате джамахирия была упразднена не только в Ливии, где она была принята официально как форма государственного устройства, но и во многих других странах, которые придерживались ее идей неофициально.

Основным аргументом против джамахирии было то, что этот строй, прикрываясь идеями народовластия, маскирует тоталитарный строй.

Джамахирия: примеры стран

Единственной страной, где эта форма правления стала официальной, является Ливия. Однако в некоторых соседних арабских странах идеи ливийского социализма, сформулированные ее лидером, тоже просочились. К примеру, некоторые моменты этой идеологии были переняты в Тунисе, Египте и других исламских странах.

Но ни в одном другом государстве джамахирия не была официально узаконена. Сегодня джамахирия - это несуществующая на практике форма правления и общественного устройства. Она фактически перестала существовать с 2011 года.

Однако мировой общественности теперь известна теоретическая и практическая сторона формы правления джамахирии. Примером страны, которая на себе испытала влияние этой идеологии, является только Ливия.

Несоответствия идеологических идей реальности

"Революционный сектор", который существовал в Ливии, представлял собой оппозиционно настроенных граждан страны. Фактически он выполнял роль руководящей партии в государствах с однопартийным политическим строем.

Несмотря на то. что джамахирия - это в теории власть каждого жителя страны, который должен принимать участие в управлении государством, фактически абсолютная единоличная власть в стране принадлежала Муаммару Каддафи, который был не только создателем этой идеологии, но и бессменным лидером Ливии на протяжении нескольких десятков лет.

Хотя в реальности строй был свергнут в Ливии в конце 2011 года, официально страна продолжала именоваться Джамахирией вплоть до 2013 года.

Некоторые политические эксперты считают, что в теории идеи джамахирии очень интересны и могли бы быть реализованы на практике в полной мере при должном подходе, однако то, что представляло собой руководство Ливии, было почти полной противоположностью - они прикрывали благими идеями тоталитарных строй с сильным культом руководителя страны.

Ливийский флаг

Пришел к власти в стране в ходе знаменитой Зеленой революции, поэтому зеленый цвет на символизирует не только приверженность жителей страны исламу, но и является знаком уважения к событиям революции.

В 1977 Ливия вышла из состава Федерации Арабских Республик, куда она на тот момент входила. Поводом к выходу из ее состава стал официальный визит (лидера Египта в то время) в недружественный им Израиль.

Полностью зеленый монотонный цвет флага Джамахирии означал безграничную приверженность исламскому вероучению.

Ливия сегодня

После гражданской войны и свержения джамахирии в стране власть перешла в руки Национального переходного совета, который был создан еще при жизни Каддафи. Этот временный орган правления призван был урегулировать положение в стране, разрушенной гражданской войной.

Сегодня под руководством переходного совета находится 31 крупнейший город Ливии, поэтому фактически временное правительство осуществляет управление в стране. В 2012 году по инициативе этого органа и под его руководством были проведены первые всеобщие политические выборы в стране.

Занимателен тот факт, что до начала гражданской войны в стране праздничными считались дни, когда были эвакуированы американские и английские военные базы, день Египетской революции, которая прошла в 1952 году.

Во время правления М. Каддафи студенты-ливийцы могли рассчитывать на образовательные субсидии в любом ВУЗе мира, которые оплачивались правительством страны. Причем бесплатным было не только само образование в любом учебном заведении, но и проживание, и питание, на которое ежемесячно студенту выделялось 2300 долларов США.

До того как правительство Каддафи было свергнуто, каждый ливиец при рождении получал единовременную сумму в размере 7 000 долларов.

Интересным фактом является также то, что в годы джамахирии в стране существовали спецподразделения полиции, задачей которых было не допустить наличие просроченных товаров в продаже.

За подделку лекарственных средств можно было получить смертную казнь. Сегодня этот закон, как и все другие, существовавшие при джамахирии, потеряли свою силу.

Когда джамахирия являлась официальным госстроем в Ливии, граждане страны были освобождены от жилищно-коммунальных платежей, а образование и медицина, включая лекарства, тоже были полностью бесплатными.

В Ливии принято питаться только 2 раза в день: утром и днем. По этой причине многие рестораны и кафе не работают по вечерам, ведь все равно в них никто не будет ходить в это время суток.

Еще кое-что интересное о Ливии

До начала гражданской считалась одной из самых экономически благополучных стран Африки. Уровень жизни в стране приближался к уровню арабских стран-нефтеэкспортеров, поскольку в Ливии имеются довольно крупные нефтяные месторождения.

У правительства джамахирии была грандиозная задумка по сооружению Великой Искусственной реки, целью создания которой была борьба с нехваткой пресной воды в стране. Однако затея так и не была реализована, поскольку М. Каддафи был свергнут.

Самым любимым видом спорта в Ливии считается футбол, в который тут играют с раннего детства. Ливийская сборная демонстрировала немалые успехи в этом виде спорта.

Влияние джамахирии и ее свержения

Несмотря на то, что в Ливии было довольно много людей, недовольных безраздельной властью Каддафи, большинство все-таки поддерживало его строй, поскольку за годы его правления уровень благосостояния жителей заметно возрос. Но, подстрекаемые западными СМИ и оппозиционно настроенными гражданами, народные массы начали бунт, который позднее вылился в гражданскую войну.

В ходе этой войны джамахирия перестала существовать на территории Ливии, поэтому на сегодняшний день нет ни одного государства в мире, где этот строй считается официально признанным.

После свержения Каддафи экономически благополучно и быстроразвивающаяся Ливия стала значительно отставать. Были введены прозападные устои, поэтому сейчас в стране переходная экономика. Из-за огромных финансовых и материальных потерь, последствия которых до сих пор не исправлены, уровень жизни в стране значительно снизился.

За все следующие годы восстановить экономические показатели, которые были до гражданской войны, так и не удалось. Несмотря на то, что переходное правительство, которое сейчас возглавляет Ливию, стремится не растерять, а приумножить экономические успехи, достигнутые с прошлым руководством, реализовать это на практике оказалось не так просто.

Разрушения и потери от гражданской войны очень велики, поэтому до сих пор многие здания, предприятия и институты функционируют не в полную силу либо заброшены.

В заключение

Джамахирия - это отличный пример того, что человеческое общество еще не до конца исчерпало свои идеи и ресурсы. Даже несмотря на несколько тысячелетий существования государственности и политики как таковой все равно возникают новые формы правления, которые, к сожалению, не всегда работают на практике так, как было задумано в теории.

Нет однозначного мнения на счет джамахирии. Был ли этот строй хорош или нет, не может сказать с уверенностью ни один аналитик. Однако наглядно видно, что за годы правления Каддафи страна превратилась из бедной африканской в богатую нефтеэкспортирующую.

Однако одновременно с успехами в экономическом плане в государстве наблюдалась жестко-тоталитарная форма правления, в которой правящая власть оказывала влияние абсолютно на все стороны жизни граждан. СМИ подвергались жестокой цензуре, а многие свободы, привычные для жителей западных стран, тут были под запретом. К примеру, свобода слова или вероисповедания хотя и не были запрещены законом, на деле находились под пристальным вниманием властей, из-за чего многим жителям было сложно жить в стране.

Со свержением джамахирии ушла целая эпоха в истории человечества, в особенности арабского мира. Возможно, идеологические принципы этого учения будут использованы каким-либо другим государством в дальнейшем, но на сегодняшний момент официально этот строй больше нигде не используется.