Морозов танк т 34 биография. Создатель прообраза "арматы"




Морозов Александр Александрович - инженер-конструктор Брянщина

Трудовую деятельность начал на Харьковском паровозостроительном заводе копировщиком, совместно с Кошкиным и Кучеренко занимался разработкой конструкций среднего танка, который признан лучшим танком второй мировой войны. Удостоен дважды звания Герой Социалистического Труда (1942, 1943), Лауреат Государственной премии (1942,1946,1948). Ему присвоено воинское звание генерал-майор, ученая степень доктора технических наук. О роли танков Т-34 говорят такие данные: в начале 1941 г. выпуск танков Т-34 составил 40 процентов от всего отечественного производства, в 1942 - 51 процент, 1943 - 79, а в 1944 - 86 процентов. В 1982 г. в Бежицком районе Брянска установлен бронзовый бюст конструктора.

Главный конструктор.
«Танк швыряло и раскачивало, как на волне, движение почти поднимало его над гудроном, и тогда верилось: на первом препятствии вылетят пружины подвесок или лопнет стальная мышца вала... Но вот он становился на дыбы и опрокидывался на все, дерзавшее сопротивляться: он крушил боками, исчезая в грудах утиля, и вылезал из-под обломков неожиданный, ревущий, гневный, переваливаясь и скользя в месиве, которое шевелилось, горело, кричало, вздувалось пеной и пузырем» - так сказано о легендарном танке Т-34 в повести Л. Леонова «Взятие Великошумска», о танке, который навсегда прославил имена своих создателей. Даже враги признали, что тридцатьчетверка являлась лучшей боевой машиной, имевшейся на вооружении какой-либо армии.
Первые опытные образцы «тридцатьчетверки» были созданы в сентябре 1939 года коллективом конструкторов во главе с М.И. Кошкиным. А спустя пять месяцев по снежному бездорожью своим ходом две машины пришли с танкового завода в Москву, где были показаны руководителям партии и правительства. После этого начались испытания на полигоне. Танк преодолевал сложнейшие препятствия, совершал головокружительные маневры, по нему стреляли прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. В этом труднейшем пробеге главный конструктор, находившийся все время в одной из машин, простудился, заболел и умер. Ответственную должность доверили А.А. Морозову. Выбор пал на него не случайно. Александр Александрович в конструкторском бюро М.И. Кошкина был одним из самых талантливых и уважаемых работников. Он активно участвовал в создании ряда узлов нового танка, внося при этом смелые и оригинальные предложения. А потом блестяще осуществлял свои замыслы на практике.
Осенью сорок первого предприятие пришлось эвакуировать на Урал. И сразу возникло множество проблем, казалось бы, неразрешимых. А.А. Морозов сумел стать отличным организатором, душой всего конструкторского бюро. Есть и его огромная заслуга в том, что в эвакуации в невиданно короткие сроки был налажен выпуск грозных боевых машин.
Александр Александрович Морозов родился 29 октября 1904 года в Бежице в семье слесаря Брянского завода (ныне ОАО «БМЗ»). За активное участие в революционном движении 1905-1907 гг. его отца Александра Дмитриевича выслали в Бердянск. Позже он переехал в Харьков. Из пятерых детей Александр был самым старшим. Поэтому после окончания реального училища пятнадцатилетним подростком ему пришлось поступить на работу на Харьковский паровозостроительный завод переписчиком технических документов. Здесь он прошел незаменимую рабочую школу воспитания характера, узнал, чем живет производство, как воплощается конструкторский замысел в машину. Затем А.А. Морозова взяли на должность чертежника-конструктора. С опытными коллегами он разрабатывал механизмы для гусеничного трактора «Коммунар». Трудился увлеченно. Видно было, что техника - его истинное призвание. Потом - служба в Красной армии. После демобилизации Морозов оказывается в танковой конструкторской группе. Молодой специалист испытывает настоятельную потребность в расширении своих знаний. В 1934 году он заканчивает курсы командиров танка БТ. Уже в то время у А.А. Морозова проявляются целеустремленность, находчивость, техническая интуиция, умение принимать правильные решения и удивительная способность просто решать очень сложные вопросы. В июле 1936 года Александра Александровича, как одного из самых способных конструкторов, назначают начальником сектора проектирования нового конструкторского бюро. Тогда и произошла его встреча с Михаилом Ильичом Кошкиным, выдающимся конструктором бронетанковой техники, хорошим организатором, замечательным человеком.
Чем же был хорош Т-34, принятый на вооружение нашей армией в 1940 году? В нем гармонично сочетались мощное вооружение, высокая маневренность, хорошая проходимость, надежная броневая защита. Формы танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью и в весеннюю распутицу, и в осеннюю слякоть. Фронтовики полюбили тридцатьчетверку. А гитлеровцы боялись ее как огня. «Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34, против него немецкие противотанковые орудия были бессильны», - вспоминал гитлеровский генерал Блюментрит.
Едва ли не самой примечательной чертой АА. Морозова как главного конструктора танкового завода было его стремление постоянно совершенствовать боевую машину. Первоначально Т-34 был оснащен 76-миллиметровой пушкой. В ходе войны она была заменена 85-миллиметровой. Вносилось множество изменений, направленных на повышение броневой защиты, проходимости танка и т. д. Как-то на подмосковном полигоне представителям всех танковых заводов страны показывали боевые машины воюющих сторон. Кроме немецких там были танки наших союзников. А.А. Морозов, надев комбинезон, залезал внутрь машин, садился за рычаги, разглядывал приборы. Несколько часов потребовалось для осмотра этой коллекции. Было ясно: танка лучшего и даже равного Т-34 нет.
А.А. Морозов распорядился подобрать в конструкторском бюро квалифицированного информатора, который бы следил за технической литературой и периодически выступал с обзором новинок. Это позволило держать коллектив в курсе всех последних технических достижений. В конструкцию Т-34 своевременно вносились необходимые изменения. Машина становилась все надежней. Росла ее роль в бронетанковых войсках. По всеобщему признанию специалис¬тов, Т-34 был шедевром в истории мирового танкостроения. Не случайно более 200 танков Т-34 стоят сейчас на постаментах как памятники доблести воинов-танкистов и героического труда танкостроителей. Грозные боевые машины установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Киеве, Минске, Орле, на Курской земле, где гремело величайшее танковое сражение... Стоят танки на постаментах также в Брянске, Карачеве, Унече, Почепе, Трубчевске.
В послевоенные годы конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова создало ряд новых танков. Они оснащены более мощным и скорострельным артиллерийским вооружением, более «пробивными» боеприпасами. Система оптических, электрических и электронных приборов позволяет безошибочно обнаруживать и поражать цель как днем, так и ночью. За исключительные заслуги перед Родиной Александру Александровичу Морозову дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской премии, трижды получал Государственную премию СССР. Его плодотворная работа отмечена тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. Наш знатный земляк был известен не только как талантливый конструктор, крупный ученый, но и как общественный деятель. Его избирали депутатом Верховного Совета СССР. Он был делегатом XXV съезда КПСС.
Занятый делами огромной важности, прославившийся своим титаническим трудом, Александр Александрович всегда отличался удивительной скромностью. В общении с коллегами был прост и внимателен. Умел выслушать и понять собеседника, без громких слов помочь человеку. Когда на Урале семье главного конструктора, состоящей из семи человек, предоставили трехкомнатную квартиру, А.А. Морозов отдал одну из своих комнат работнику конструкторского бюро Е.К. Левчуку. Тот вдвоем с женой жил в землянке. В дружной семье Морозовых Левчуки нашли человеческую доброту и участие.
Деловой и непритязательной была обстановка в рабочем кабинете главного конструктора. Домашний кабинет генерала, доктора технических наук выглядел более чем скромно.
Александр Александрович немного не дожил до 75 лет. Умер он в июне 1979 года. В Брянске А.А. Морозову установлен бронзовый бюст. Он напоминает о великом труженике и патриоте, который внес неоценимый вклад в укрепление могущества наших Вооруженных сил.
Именем выдающегося конструктора назван Харьковский техникум, который он окончил. Имя А.А. Морозова носит и конструкторское бюро, в котором он проработал более пятидесяти лет.

Во главе конструкторского коллектива, создавшего и постоянно совершенствовавшего легендарную "тридцатьчетвёрку", в годы войны стоял Александр Александрович Морозов - доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда.

Нет, наверное, в нашей стране человека, который ни разу не видел бы средний танк Т-34-85, ставший одним из символов Великой Отечественной войны. Эта могучая бронированная машина снискала в годы войны всеобщую любовь и уважение. Огнём пушки и гусеницами она уничтожала отборные немецкие войска. Во главе конструкторского коллектива, создавшего и постоянно совершенствовавшего легендарную "тридцатьчетвёрку", в годы войны стоял Александр Александрович Морозов - доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда.

АЛЕКСАНДР Морозов родился 16 (29) сентября 1904 года в городе Бежице Брянского уезда Орловской губернии (ныне Бежицкий район Брянской области) в семье потомственного рабочего. Его отец работал слесарем на Брянском машиностроительном заводе; мать занималась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей.

Саша успешно закончил частную школу, продолжив затем учебу в реальном училище. После окончания пяти классов реального училища Александр Морозов в неполные 15 лет в марте 1919 года начал свою трудовую деятельность: отец определил его в техническую контору Харьковского паровозостроительного завода на должность переписчика технических документов. Через год сообразительный и явно одаренный подросток уже работает копировальщиком чертежей, а в октябре 1922 года - чертёжником. Благодаря исключительной аккуратности, трудолюбию и большому чувству ответственности за порученную работу Александра Морозова в мае 1923 года включают в качестве чертежника-конструктора в организованную на заводе тракторно-техническую контору. Затем будущий главный конструктор, работая в различных цехах, постепенно освоил токарное и фрезерное дело, изучил литейное и кузнечное производство.

Призванный в Красную Армию, Александр проходил службу в авиабригаде на должности моториста. После демобилизации Морозов вернулся на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им. Коминтерна в свою техническую контору на должность чертежника-конструктора.

В 1927 году, когда ХПЗ получил заказ на создание "маневренного танка", двадцатитрехлетний Александр Морозов вошел в состав вновь создаваемого бюро по конструированию танков. Бывшего красноармейца направили в созданный из числа лучших конструкторов новый коллектив - танкостроительную конструкторскую группу. Так, 18 октября 1928 года они встретились впервые - танк и будущий конструктор.

В 1931 году без отрыва от производства Морозов закончил механический техникум. Творчески используя полученные знания, Александр Александрович принял активное участие в создании узлов новых машин. С каждым годом конструирование танков становилось для него не только работой, а настоящим увлечением, которому он отдавал практически все свое время. Работая в танковом конструкторском бюро ХПЗ им. Коминтерна (с 1937 года получившего обозначение "завод №183") в должности конструктора, а затем руководителя группы КБ-190, он принимает непосредственное участие в разработке среднего танка Т-24, а также легких колесно-гусеничных танков БТ.

13 октября 1937 года завод №183 получил от автобронетанкового управления (АБТУ) РККА задание на разработку нового маневренного колесно-гусеничного танка БТ-20, предназначавшегося для вооружения механизированных соединений и механизированных полков конницы. Работа была поручена конструкторскому бюро КБ-190 отдела "100" (танковое производство). Для выполнения этого серьезного задания М.Кошкин организует новое подразделение - КБ-24. В результате на заводе было создано КБ, значительно более сильное, чем основное. Конструкторов в это КБ Кошкин подбирал лично. Для работы над проектом танка БТ-20 были собраны многие талантливые конструкторы, и в их числе Морозов, ставший помощником Кошкина и возглавивший силовую группу.

Осенью 1938 года Александр Александрович становится ведущим инженером при разработке проектов колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного танка А-32 (А-20Г), являющегося прямым предшественником легендарной "тридцатьчетверки". Морозов принял самое активное участие в разработке среднего танка Т-34 (Подробнее о создании этого танка см. в журнале "Братишка" N9/2004).

В период, когда М.Кошкин был прикован к постели, Морозов исполнял обязанности главного конструктора завода № 183. Когда 26 сентября 1940 года коллектив Харьковского паровозостроительного завода проводил в последний путь Михаила Ильича, место главного конструктора танкового КБ занял ученик и соратник Кошкина - А. Морозов, который на протяжении всей Великой Отечественной войны руководил работами по модернизации танка Т-34.

Уже к концу 1940 года КБ завода начало работы по модернизации Т-34. На новом образце, которому был присвоен индекс Т-34М, предусматривалось значительно усилить броневую защиту корпуса и башни, применить в подвеске торсионные валы вместо пружин и опорные катки с внутренней амортизацией, увеличить количество топлива, снарядов, патронов и др.

Во время Великой Отечественной войны роль танкостроения неизмеримо возросла.

На основании правительственного постановления от 12 сентября 1941 года директор Харьковского завода Ю.Е.Максарев отдал приказ о свертывании завода и немедленной эвакуации его в глубокий тыл. Первый эшелон покинул территорию завода 19 сентября 1941 года и направился на Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил Свердловской области. Он увозил конструкторов танкового КБ, чертежно-техническую документацию танка и наиболее ценное оборудование.

Эвакуированный в Нижний Тагил Харьковский завод и местный Уралвагонзавод были объединены в одно предприятие, которое стало называться Уральский танковый завод №183. Главным конструктором, как и в Харькове, являлся Александр Александрович Морозов.

8 декабря 1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34, а в апреле 1942 года завод превзошел довоенный уровень выпуска этих боевых машин.

Военная обстановка и потеря по разным причинам многих заводов - поставщиков комплектующих узлов и материалов создавали огромные трудности в условиях непрерывного наращивания выпуска танков. Не хватало резины, цветных металлов, электрооборудования и др. Чтобы не остановить выпуск танков, Морозов провел в конструкторском бюро мобилизацию всех сил на борьбу за экономию цветных металлов, резины, броневой стали, проводов. Были пересмотрены абсолютно все детали танка, конструкторы применяли вместо бронзы чугун, заменяли клепку сваркой, переводили штампованные детали на литье, отменяли промежуточные детали. В результате этой работы конструкторам удалось совсем отменить 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины и явилось весомым вкладом в организацию массового производства танков. Простота конструкции, массовость и высокие боевые характеристики танка Т-34 создали ему отличную репутацию. Впоследствии средний танк Т-34 по праву стал лучшим танком Второй мировой войны.

Правительство высоко оценила заслуги Александра Морозова - в 1942 году он был удостоен Сталинской премии, а в следующем, 1943 году ему присваивают звание Героя Социалистического Труда.

Во второй половине 1942 года по инициативе Александра Морозова были начаты работы по проектированию нового танка, получившего индекс "Т-43". В основу этого проекта легли разработки, сделанные еще в Харькове для танка Т-34М.

Проект танка даже по тем меркам был выполнен довольно быстро, и уже в третьем квартале 1943 года завод изготовил опытный образец танка Т-43. Однако дальше опытного образца танк Т-43 не пошел, т.к. большого скачка по характеристикам по сравнению с Т-34 получено не было, а изменений было много. В 1943 году на вооружении гитлеровской армии появились новые танки "Тигр" и "Пантера". Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-миллиметровыми снарядами "тридцатьчетверки". Нужны были срочные ответные меры.

В предельно сжатые сроки эта задача была решена. В конце 1943 года на танк Т-34 была установлена более мощная пушка калибра 85 мм, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с новыми немецкими танками. Была введена также командирская башенка, значительно улучшившая обзор из танка. Танк с указанными изменениями получил индекс Т-34-85 и был принят на вооружение 15 декабря 1943 года. Первые образцы танка Т-34-85 начали сходить с конвейера Уральского танкового завода в марте 1944 года.

В конце 1942 года в КБ параллельно с созданием танка Т-43 начаты проработки конструкции совершенно нового танка. Он проектировался в трех вариантах: с пушкой калибра 122, 100 и 85 мм.

Кроме артиллерийского вооружения, новый танк отличался от Т-34-85 устройством, компоновкой, габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и позволило улучшить размещение членов экипажа. Усилена бронезащита лобовой части корпуса за счет увеличения толщины лобового листа и переноса люка механика-водителя с лобового листа на крышу корпуса. За счет исключения из экипажа радиста-пулеметчика увеличен боекомплект танка.

Проектирование танка было закончено к исходу 1943 года. Опытные образцы были изготовлены в первой половине 1944 года. Проведенные испытания опытных образцов показали, что по целому ряду причин для танка Т-44 пушки повышенного калибра 122 и 100 мм неприемлемы, и дальнейшие работы по ним были прекращены.

Испытания и доработка танка Т-44 с пушкой 85 мм, принятой для Т-34-85, продолжались в течение 1944 года и к концу года были успешно завершены. Был создан новый средний танк. Конструкция этой боевой машины на десятилетия определила развитие не только советской, но и мировой бронетанковой техники.

Поскольку на Уральском танковом заводе было отлично налажено массовое производство танков Т-34-85 и еще шла Великая Отечественная война, решено было новый танк Т-44 производить на восстановленном после освобождения Харькова бывшем заводе №183, которому был присвоен № 75. Первая партия танков Т-44 в августе 1945 года отправлена на Дальний Восток, где в это время происходили военные действия с Японией.

В послевоенный период советскими конструкторами под руководством А. Морозова был создан ряд новых образцов бронетанкового вооружения и техники.

Еще в 1944 году, когда шли работы над танком Т-44, конструкторское бюро Александра Морозова в Нижнем Тагиле получило задание приступить к разработке новой боевой машины, при конструировании которой предполагалось использовать огромный опыт эксплуатации танков в боевых условиях на фронтах Великой Отечественной войны.

Конструктивные проработки велись главным образом велись в направлении усиления огневой мощи танка, повышения его броневой защиты, способности танка преодолевать водные преграды по дну.

В первом квартале 1945 года были изготовлены два опытных образца нового танка, которому в дальнейшем был присвоен индекс Т-54. В этом же году они прошли испытания.

В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, в следующем году началось его серийное производство. Танк Т-54 был поставлен на серийное производство на Уральском заводе №183 в 1947 году и на Харьковском заводе №75 - в 1948 году. Таким образом, Харьковское конструкторское бюро во главе с главным конструктором Морозовым, находясь в эвакуации, создало, кроме танка Т-34-85, еще и танки Т-44 и Т-54. Сегодня, по прошествии десятилетий, можно с уверенностью сказать, что в то время, когда средний танк Т-54, созданный под непосредственным руководством Александра Морозова, поступил на вооружение частей Советской армии, он значительно превосходил все существовавшие танки в своем классе.

В 1951 году Морозова перевели из Нижнего Тагила в Харьков, назначив его главным конструктором Харьковского танкового конструкторского бюро КБ-60М. Здесь он приступил к масштабным работам по модернизации танка Т-54. Новый танк получил обозначение Т-54А. Он был вооружен пушкой Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости "Горизонт", что позволило увеличить точность огня и существенно повысило его боевые возможности. Т-54А теперь мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров. Воздух к двигателю и в боевое отделение подавался по трубе, которая монтировалась на башне, а в обычных условиях хранилась в сложенном виде на корме танка.

Однако работы Морозова по совершенствованию своего детища продолжались. И уже в 1956 году на вооружение Советской армии поступает новый средний танк Т-54Б, оснащенный двухплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2 и штатной системой ночного видения. В качестве стандартного оборудования на танке появился инфракрасный прожектор.

Одновременно с танком Т-54Б на вооружение Советской армии был принят и созданный харьковскими конструкторами на его базе танк Т-55. Первые машины поступили в войска в 1958 году, а первый публичный показ Т-55 состоялся в ноябре 1961 года во время военного парада в Москве.

Новый танк имел полностью герметизированный корпус и был конструктивно подготовлен к преодолению глубоких водных преград. Полная герметизация стала возможной благодаря устранению вентилятора, который размещался раньше в крыше башни перед сиденьем заряжающего.

В свою очередь, герметизация корпуса позволила установить на танке систему защиты от оружия массового поражения. В машине находился счетчик рентгеновского излучения, который с помощью пиропатронов приводил в действие исполнительные механизмы. Они, в свою очередь, включали фильтровентиляционную установку, и та подавала внутрь танка очищенный воздух и создавала избыточное давление.

Модернизации подвергся также двигатель танка. Изменение регулировки системы распределения и подачи топлива позволило увеличить мощность двигателя до 580 л. с. На танке появилась новая термическая дымовая аппаратура, которая давала возможность ставить маскировочную дымовую завесу, державшуюся в течение нескольких минут.

В боевом отделении появился вращающийся полик. Раньше членам экипажа приходилось передвигаться по днищу корпуса, крышкам ящиков-боеукладок и элементам подвески, что иногда приводило к серьезным травмам, особенно при быстром вращении башни.

Танки семейства Т-54/Т-55 стали самыми распространенными танками мира. Всего их было выпущено более 70 000 единиц, из них 50 000 в Советском Союзе.

Несмотря на все достоинства средних танков Т-54/Т-55, советским Вооруженным силам в то время требовался качественно новый танк, существенно превосходящий по всем характеристикам как все отечественные, так и зарубежные танки.

Предшественником серийного танка Т-64, открывшим второе послевоенное поколение, стал средний танк "Объект 430", работа над эскизным проектом которого была закончена к концу 1954 года.

Танк "Объект-430", имея внутренний объем корпуса и башни среднего танка, превосходил характеристики существовавших в то время серийных тяжелых танков ИС-3 и ИС-4 и опытного тяжелого танка Т-10. Выполненный проект показал, что в компоновке и конструкции среднего танка есть резервы, которые гораздо более простым способом позволяют достичь параметров тяжелых танков.

Развитие направления, выработанного при выполнении проекта "430", в дальнейшем привело к изменению концепции танкостроения; деление танков по весу на средние и тяжелые было отменено.

В 1956 году с учетом замечаний по эскизным проектам и в соответствии с ТТТ, конструкторское бюро под руководством Морозова выполнило новый технический проект среднего танка "Объект 430". В него были внесены некоторые конструктивные изменения, направленные на повышение тактико-технических показателей: установлены более мощный двухтактный пятицилиндровый двигатель 5ТД, оптический дальномер, ночные смотровые приборы и ночной прицел; в ходовой части смонтированы опорные катки с внутренней амортизацией.

Три опытных образца нового танка были изготовлены в 1957 году, а в следующем, 1958 году начались всесторонние испытания, прошедшие успешно и показавшие хорошие качества танка, особенно по конструктивным решениям ходовой части.

Несмотря на то что конструкция танка была совершенно новой, не удалось значительно перекрыть параметры характеристик серийного танка Т-54. Учитывая, что танк Т-54 в это время также совершенствовался (готовился к постановке на серию новый средний танк Т-55), Морозов считал, что вводить танк "430" в серийное производство нецелесообразно, так как, имея небольшое преимущество по ТТХ и совершенно новую конструкцию по всем системам, танк "430" создаст в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению и т.п. Конструкторское бюро, не имея на то специального задания, начало инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка.

Работа по созданию нового среднего танка "Объект 430М" велась путем совершенствования танка "Объект 430".

Конструктивные нововведения привели, по сути, к созданию нового маневренного танка, получившего обозначение "Объект-432", эскизный проект этого танка был завершен в 1960 году.

Одна из первых задач - резкое увеличение маневренных качеств машины - была решена установкой в танк форсированного двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с. и значительным снижением веса танка до 30,5 т. Одновременно с этим, сохраняя все имеющиеся в танке "430" положительные его качества, проектирование велось в направлении возможности получения на новом танке более высоких тактико-технических характеристик. С целью увеличения огневой мощи на новый танк была установлена 115-мм гладкоствольная пушка Д-68, боекомплект которой состоял из 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой, а также впервые примененный в мировом танкостроении механизм заряжения, в котором размещалось 30 выстрелов. Его установка дала возможность снизить численность экипажа до трех человек, значительно уменьшив при этом объем боевого отделения танка. В состав системы управления огнем входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. На танке использовались электрогидравлические приводы наведения пушки, механизм удержания (противовращения) командирской башенки, откидные противокумулятивные экраны, ОПВТ, позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины, и некоторые другие оригинальные технические решения.

В том же 1961 году конструкторское бюро в сжатые сроки выполнило технический проект танка "объект 432". От эскизного он отличался прежде всего усиленной защитой. Рост калибров танкового вооружения вероятных противников, внедрение подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также настоятельная необходимость биологической защиты экипажа от атомного оружия предопределили направление принципиально нового подхода к созданию защиты современного танка. Поэтому на танке "432" впервые в мировом танкостроении была использована комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов.

В результате работы, проведенной КБ Морозова по совершенствованию танка "432", новый средний танк был принят на вооружение в 1966 году под индексом "Т-64".

В то время как в сентябре 1962 года первые опытные образцы танка Т-64 еще только начинали сходить с конвейера завода, Александр Морозов со своими коллегами уже вел работы по дальнейшему усовершенствованию этого нового танка.

В связи с тем, что танк Т-64 имел существенный отрыв по параметрам защиты и маневренности по сравнению с другими танками, с целью сохранения длительного преимущества над всеми существующими отечественными и зарубежными танками главным конструктором А.А. Морозовым было принято решение значительно усилить его огневую мощь. Это удалось достигнуть установкой на танк 125-мм гладкоствольной пушки высокой баллистики Д-81. В дальнейшем были введены зенитный пулемет НСВТ с дистанционным управлением от командира.

Одновременно были предусмотрены и другие конструктивные мероприятия: установлен более точный оптический дальномер, усилена защита носового узла и в районе люка механика-водителя, улучшена посадка командира и наводчика за счет увеличения объемов их рабочих мест, установлено оборудование для самоокапывания, крепление для монтажа минного трала КМТ-6, обеспечена химическая и радиационная защита экипажа за счет установки аппаратуры ПХРБ.

Модернизированный танк получил индекс "Объект 434". Технический проект нового танка был закончен в 1964 году, и КБ сразу же приступило к выпуску рабочей чертежно-технической документации. Опытные образцы были изготовлены в 1966-1967 годах, и после широких всесторонних испытаний в мае 1968 года танк был принят на вооружение Советской армии под обозначением "Т-64А". В 1969 году было освоено их серийное производство.

В танке Т-64А нашли отражение принципиально новые конструктивные решения: создан механизм заряжания, обеспечивший высокую скорострельность пушки; разработан ряд систем и узлов управления огнем (прицел-дальномер, стабилизатор в двух плоскостях, счетно-решающее устройство в СУО), обеспечивших высокую эффективность огня; разработаны принципиально новые комбинированные защитные преграды, обеспечившие повышение защиты от кумулятивных и бронебойных снарядов более чем в два раза по сравнению с самым новым в то время танком Т-62; установлена автоматическая система коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения; создана принципиально новая схема компоновки и конструкции моторно-трансмиссионного отделения; впервые в отечественном танкостроении была создана планетарная трансмиссия с гидроуправлением, обеспечившая резкое снижение весовых и габаритных параметров МТО танка; создана самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками внутренней амортизации; впервые решена задача преодоления водных преград по дну без ограничения времени и расстояния с возможностью преодолевать брод глубиной до 1,8 м без специальной подготовки и выхода экипажа из танка. Кроме того, на новом танке была установлена система, обеспечивающая работу двигателя в условиях высокогорья. Новые компоновочные и конструктивные решения в сочетании с высокими ТТХ и относительно небольшой (36,5т) массой предопределили высокий технический уровень танка Т-64А.

Оставаясь в весе среднего танка, новый танк по вооружению и защите имел параметры тяжелого танка. Таким образом, в связи с созданием Т-64А было окончательно ликвидировано деление танков на средние и тяжелые (что подтвердило правильность концепции, выдвинутой КБ еще в 1954 году) и появилось новое понятие - основной боевой танк. Танк Т-64А стал первым основным боевым отечественным танком.

Это событие ознаменовало очередную победу отечественного танкостроения, качественный скачок по сравнению с танками ведущих танкостроительных государств - появилось новое, третье, поколение советских танков.

За разработку танка Т-64 и его модификаций Морозову в 1967 году была присуждена Ленинская премия, а в 1972 году он был награжден второй Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.

Начиная со второй половины 1970-х годов, в процессе серийного производства постоянно осуществлялась модернизация танка. В 1976 году был установлен комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. Модификация танка получила индекс Т-64Б. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал называться Т-64БВ. В 1987 году производство этих боевых машин было прекращено.

В начале семидесятых годов под руководством А. Морозова проводился ряд работ в объеме эскизных проектов по глубокой модернизации танка Т-64А. Этими работами занимался непосредственно первый заместитель главного конструктора Николай Александрович Шомин.

На основе работ был выполнен технический проект танка Т-64А с ракетно-пушечным управляемым вооружением ("Объект-447"). Новый танк характеризовался существенными усовершенствованиями в системе управления огнем, включая установку лазерного дальномера (вместо оптического), баллистического вычислителя, датчиков входной информации для учета отклонений условий стрельбы от нормальных. Высокий процент унификации (95%) позволил заводу перейти на серийное производство танков "447" и "437" (варианты "Объекта 447" без установки аппаратуры управляемого вооружения) с минимальными изменениями технологического цикла изготовления и сборки.

В сентябре 1976 года танки "447" и "437" были приняты на вооружение Советской армии. Им присвоены марки Т-64Б и Т-64Б1. Эффективность танка Т-64Б возросла в 1,6 раза по сравнению с танком Т-64А.

АЛЕКСАНДР Александрович Морозов скончался в 1979 году. После смерти бывшего главного конструктора Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению было присвоено его имя. Он проработал в бюро свыше 50 лет, 36 из которых был бессменным главным конструктором. Он принял участие в создании практически всех советских средних и основных боевых танков на протяжении многих десятилетий, внеся этим неоценимый вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины. Он останется в нашей памяти не только как один из выдающихся конструкторов легендарной "тридцатьчетверки", но и творцом основных боевых танков первого и второго поколения. Так, конструкция и компоновочная схема его последнего танка Т-64, механизм заряжания, трансмиссия, корпус и башня были выполнены настолько удачно, что многие конструктивные решения начали применять в других танковых КБ, на машинах более поздней разработки, например Т-72 и Т-80. Они до сих пор с небольшими изменениями используются в отечественном и зарубежном танкостроении.

Сергей Монетчиков, журнал "Братишка", 2005 г.

29(16).10.1904 - 14.06.1979

Александр Александрович Морозов родился в городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии (ныне Бежицкий район областного центра Брянска) в семье рабочих. В 1914 семья переехала в Харьков и отец А.А. Морозова, Александр Дмитриевич, поступает работать на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ).

После окончания пяти классов реального училища Александр Морозов в марте 1919 года устроился на завод переписчиком технических документов в Технической конторе ХПЗ, а с мая 1923 года уже работает в качестве чертежника-конструктора. В ноябре 1926 Александр Александрович призывается на службу в Красную Армию. Службу проходил в Киеве, в двадцатой авиационной эскадрилье красноармейцем.

В 1928 году, после демобилизации, возвращается на ХПЗ, и с 18 октября 1928 начинает работу в танковой конструкторской группе под руководством первого руководителя этой группы И.Н. Алексенко. В это время Морозов принимает активное участие в разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет, без отрыва от основной работы, он учится в Московском заочном механическом институте им. Ломоносова, а затем в механическом техникуме при ХПЗ. В 1933 году Александр Александрович поступает на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров танка БТ.

29 июля 1936 года Морозов становится начальником сектора нового проектирования. В этой должности произошла его встреча с М.И. Кошкиным , который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового КБ ХПЗ. Хорошо разбиравшийся в людях Михаил Ильич довольно быстро заметил Морозова и сделал его своим заместителем.

В это время по заданию Автобронетанкового Управления (АБТУ) РККА разворачиваются работы по созданию нового колесно-гусеничного маневренного танка А-20. Анализ конструкции танка А-20 показал, что он незначительно, по основным ТТХ, превосходит танк БТ-7М, и в КБ, в инициативном порядке, параллельно ведется разработка принципиально нового гусеничного танка А-32. В это время Морозов является ведущим инженером этих проектов. В результате целенаправленной доработки опытного образца А-32 в КБ был создан новый танк Т-34, который в дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, и в последствии был признан лучшим танком Второй Мировой войны.

Как техническому руководителю проекта по разработке танка Т-34 10 апреля 1942 года А.А. Морозову (вместе с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко) была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В представлении на Сталинскую премию от 23 марта 1942 года, подписанном заместителем начальника ГАБТУ РККА генерал-майором технических войск И.А. Лебедевым и военным комиссаром ГАБТУ полковым комиссаром Н.И. Бирюковым, указывалось, что «главный конструктор завода №183 А.А. Морозов и начальник серийно-конструкторского отдела того же завода Н.А. Кучеренко являются авторами и активнейшими творцами в создании и усовершенствовании среднего танка Т-34, который явился одним из лучших танков по своей конструкции и тактико-техническим данным» .

С октября 1940, после смерти М.И. Кошкина, должность Главного Конструктора КБ занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. В это время в КБ рождаются танковые проекты А-43 и А-44. В это время танковое конструкторское бюро завода №183 (отдел 520) состояло из 106 человек (12 конструкторских групп) во главе с Главным конструктором А.А. Морозовым и двумя его заместителями - Н.А. Кучеренко и А.В. Колесниковым. С началом Великой Отечественной войны КБ вместе с заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое производство.

В октябре 1941 года А.А. Морозов был назначен Главным конструктором Уральского танкового завода. В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

Настоятельное требование военных об увеличении огневой мощи танка и напряженный труд конструкторов КБ привел к созданию танка Т-34-85, способного на равных сражаться с новыми германскими тяжелыми танками. 22 января 1945 года Александру Александровичу за разработку и непрерывное совершенствование танка Т-34 Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы.

В конце войны в КБ, под руководством А.А. Морозова, создается средний танк Т-44 , а уже после войны – танк Т-54 . За участие в создании каждого из этих танков ему присуждаются Сталинские премии.

13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков, на свой родной завод, и сразу включается в работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963 года был создан танк Т-64 , на десятилетия опередивший танкостроение всего мира, и ставший базовой машиной, на основе которой были созданы танки Т-72 , Т-80 , Т-84 и др.

Несмотря на свою колоссальную загруженность на работе, Александр Александрович всегда вел активную общественную деятельность: не единожды избирался членом райкомов и обкомов партии, в 1976 году был избран делегатом XXV съезда КПСС. К любой работе, самой незначительной, Александр Александрович тщательно готовился. Столь же серьезно он относился и к общению с сотрудниками, всегда внимательно выслушивал и по мере возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не терпел общих фраз, расплывчатых заявлений, не определенных и неточных формулировок.

В 60-е годы А.А. Морозов раскрывается не только как выдающийся конструктор, но и как ученый. Он проводит глубокий анализ направлений в проектировании танков, и основываясь на богатейшем производственном опыте и накопленном техническом материале, пишет научную работу. Высшая аттестационная комиссия, высоко оценив ее, присваивает ему, не имевшему высшего образования, ученую степень доктора технических наук решением от 5 мая 1972 года.

В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, за выдающиеся заслуги в деле развития отечественного танкостроения и в связи с 70-летием А.А. Морозова наградили Орденом Ленина и второй Золотой Медалью Героя Социалистического Труда.

С 4 июня 1976 года Александр Александрович по состоянию здоровья покидает пост Главного конструктора и начальника КБ ХКБМ им. В.А. Малышева, проработав на этой должности 10 лет. Но его связь с КБ не прекращается, он еще долго является консультантом КБ и членом Научно-Технического Совета Министерства, плоть до своей кончины 14 июня 1979 года. На каком бы посту не находился Александр Александрович, он всегда и везде в первую очередь оставался Конструктором.

А.А. Морозов удостоен следующих высоких званий и наград: дважды Герой Социалистического труда (1942, 1974); лауреата Ленинской премии (1967); трижды лауреата Государственной премии (1942, 1946 и 1948); заслуженного машиностроителя УССР; и награжден: трижды орденом Ленина; орденом Октябрьской революции; орденом Суворова II степени; орденом Кутузова I степени; трижды орденом Трудового Красного Знамени; орденом Красной Звезды; многими медалями Советского Союза.

В целях увековечивания памяти Александра Александровича Правительством был принят ряд постановлений: присвоено имя А.А. Морозова Конструкторскому бюро, где он проработал более 50 лет, из них 36 был в должности главного конструктора; присвоено имя А.А. Морозова Харьковскому механическому техникуму, который он окончил в числе первых выпускников; переименована одна из улиц Харькова (Юмтовская) в улицу имени А.А. Морозова; в г. Брянске и на заводе, где он работал, установлены бронзовые бюсты А.А. Морозова.

Источники :
1. А. А. Морозов - выдающийся конструктор танков
2. Кому сегодня мешает советская тридцатьчетвёрка? «Военно-исторический журнал» №5, 2009 г.

Ген.-майор-инженер (1945), доктор техн. наук (1972), дважды Герой Социалистич. Труда (1942, 1974). Чл. КПСС с 1943. Окончил машиностроит. техникум (1930). В 1931-38 руководитель группы КБ завода, с 1938 заместитель начальника КБ, затем нач-к КБ и зам. гл. конструктора завода, с 1940 гл. конструктор. М. принимал непосредств. участие в разработке первого отечественного, среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939). Танки БТ наряду с Т-26 составляли в 30-х гг. основу танк, вооружения Сов. Армии. В качестве технического руководителя проекта совместно с М. И. Кошкиным и Н. А. Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34 , принятого на вооружение в 1940 году. Во время Великой Отечественной войны как главный конструктор руководил модернизацией танка Т-34, признанного лучшим танком периода 2-й мировой войны. После войны под руководством М. создан ряд новых типов танков и др. бронетанк. техники. Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Лауреат Гос. премий СССР (1942, 1946, 1948) и Ленинской премии (1967). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями.

Жизненный путь

Четырнадцатилетним подростком А. А. Морозов, получив шестиклассное образование в реальном училище, пришел в марте 1919 г. на Харьковский паровозостроительный завод. Его трудовая деятельность началась в технической конторе завода в должности делопроизводителя. Дальнейшая работа в качестве копировщика, чертежника и конструктора приобщила его к созданию на заводе первых гусеничных тракторов «Коммунар». С 1928 г. вернувшийся на завод после службы в Красной Армии (в авиабригаде авиационным техником-мотористом) Морозов в составе конструкторской группы обеспечивал изготовление опытного образца маневренного танка T-1-12, а затем участвовал в проектировании и выпуске последующей модификации танка, получившей марку Т-24. Этот танк был одним из первых танков отечественной конструкции, в нем были установлены мощный двигатель и ряд оригинальных узлов трансмиссии.

Почтовый конверт с портретом Морозова А. А.

Период 1929-1931 гг. был связан для А. А. Морозова с учебой на заочном отделении Московского автомеханического института имени М. В. Ломоносова, а затем - на вечернем отделении Харьковского машиностроительного техникума. По окончании техникума Морозов принял непосредственное участие в проектировании и освоении серийного производства колесно-гусеничного танка БТ. Им были спроектированы многие узлы и детали трансмиссии и ходовой части танка, выпускавшегося в течение ряда лет в виде постепенно совершенствовавшихся модификаций (от БТ-2 до БТ-7М). На этом этапе конструкторской деятельности А. А. Морозов в короткий срок приобрел значительный опыт, достиг уровня ведущего конструктора, стал руководить конструкторской группой и с июля 1936 г. возглавил сектор КБ по новому проектированию.

Во второй половине 30-x годов перед конструкторами завода была поставлена задача по значительному повышению снарядной стойкости бронекорпусов танков и увеличению их живучести на поле боя. Одной из важных разработок того периода было проектирование колесно-гусеничного танка A-20 с увеличенным, по сравнению с танком БТ, количеством ведущих колес-катков и с корпусом и башней оригинальной формы. В ходе выполнения этой работы в целях проверки возможности упрощения конструкции танка было решено дополнительно спроектировать близкий по параметрам танк, но без самостоятельного колесного хода. Новый танк A-32 во многом повторял А-20: схожие компоновка и форма корпуса, однотипный двигатель-дизель типа В-2. Отдельные конструктивные решения, такие как некоторые узлы трансмиссии и ходовой части без принципиальных изменений были использованы в танках БТ, А-20 и A-32.

В конце 1938 г. оба проекта (А-20 и A-32) были представлены на рассмотрение Главного военного совета Красной Армии, где М. И. Кошкин - главный конструктор завода имени Коминтерна и А. А. Морозов - его заместитель сделали сообщения о своей работе. В результате после обсуждения представленных проектов было получено разрешение на изготовление обоих танков с тем, чтобы, испытав их, сделать окончательный выбор одного из них для принятия на вооружение. В июне-августе 1939 г. сравнительные испытания были проведены. Никаких существенных преимуществ колесно-гусеничного танка по сравнению с гусеничным выявлено не было, а в выводах комиссии было записано: «танк А-32, как имевший запас по увеличению веса, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей…» Поэтому вскоре танк А-32 был догружен до 24 тонн и подвергнут дополнительным испытаниям. Испытания подтвердили возможность увеличения массы танка примерно на 5 т, что позволило увеличить толщину брони корпуса с 20 до 45 мм и усилить ряд узлов и агрегатов. Комитет Обороны при Совнаркоме СССР постановлением от 19 декабря 1939 г. принял новый средний танк к изготовлению на Харьковском заводе имени Коминтерна, присвоив ему марку Т-34. Так, благодаря смелому новаторскому подходу к решению сложной задачи по созданию среднего танка нового поколения, конструкторами, руководимыми вначале М. И. Кошкиным, а после его смерти А. А. Морозовым, незадолго до начала великой Отечественной войны был создан средний танк Т-34, в котором впервые в мире удалось оптимально сочетать высокие показатели огневой мощи, противоснарядной защиты и подвижности при невысокой стоимости изготовления, надежности и простоте в эксплуатации.

Постановлением правительства в 1942 г. за разработку конструкции танка Т-34 Государственная премия СССР была присуждена Александру Александровичу Морозову, Михаилу Ильичу Кошкину и Николаю Алексеевичу Кучеренко, являвшемуся в тот период начальником КБ серийного производства завода.

Работа на Харьковском заводе имени Коминтерна в предвоенные года не ограничилась постановкой на производство танка Т-34. Группа конструкторов, непосредственно возглавляемая А. А. Морозовым, продолжала поиски дальнейших путей совершенствования средних танков. В результате продолжения этой работы в 1942-1944 гг. на Уральском танковом заводе были разработаны еще более мощные средние танки Т-43 и Т-44.

В первые дни Отечественной войны Советское правительство поставило веред конструкторами-танкостроителями задачу по обеспечению значительного расширения производства танков Т-34, на их производство были переведены несколько заводов Поволжья, Урала в Сибири. Освоение выпуска танков Т-34 заводами с различным составом оборудования, при невысокой квалификации большинства рабочих, среди которых было много подростков и женщин, стало возможным благодаря хорошей технологической отработанности конструкции, что в немалой степени, наряду с заслугой технологов, определялось в повседневной напряженной работой конструкторов по упрощению танка, изысканию заменителей дефицитных материалов, приспособлению его конструкции к массовому выпуску. Вместе с тем боевые характеристики танка Т-34 непрерывно улучшались, а во втором полугодии 1943 г. танк был радикально модернизирован, на нем был расширен погон, установлена новая башня с мощной 85-мм пушкой. Это явилось ответной мерой на появление в немецко-фашистской армии новых танков «Пантера», «Тигр» и «Королевский тигр» и САУ «Элефант» («Фердинанд»). В работе по улучшению конструкции танка Т-34 и усилению его вооружения принимали непосредственное участие под руководством А. А. Морозова и его заместителя Н. А. Кучеренко конструкторы Я. И. Баран, А. А. Молоштанов, М. И. Таршинов, Б. А. Черняк, А. И. Шпайхлер и др. Всем им за коренное усовершенствование существующего среднего танка и разработку конструкции нового среднего танка была присуждена Государственная премия СССР.

За годы Отечественной войны было выпушено и передано в Красную Армию 52 тыс. танков T-34, лучших танков второй мировой войны. В этом немалая заслуга коллективов заводов, где директорами были Ю. Е. Максарев, Е. Э. Рубинчик, Б. Г.Myзруков, К. А. Задорожный и другие, много сил и внимания уделили производству танка T-34 нарком В. А. Малышев, его заместитель А. А. Горегляд, И. М. Зальцман, М. Н. Попов. А. А. Хабахпашев и др. После окончания войны несколько сот танков Т-34 были установлены на пьедесталы, стали памятниками, символизирующими героизм советских воинов-танкистов, проявленный в боях за свободу и независимость нашей Родины, и трудовой подвиг советских танкостроителей.

В тяжелые годы войны А. А. Морозов, целиком отдавая себя работе, добился выдающихся успехов в деле укрепления боевой мощи бронетанковых войск Красной Армии, за что был в январе 1943 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда, а позже награжден высокими полководческими орденами: Кутузова I степени и Суворова II степени. Ему было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы. Конструкторское бюро, руководимое A.A.Морозовым, было награждено орденом Ленина.

Послевоенный период деятельности А. А. Морозова связан с продолжением линии развития массовых средних танков, частично воплощенной на завершающем этапе войны в танке Т-44. Весь богатый опыт производства и применения танка Т-34 был использован при создании танков Т-54 и Т-55. В их конструкции находили отражение многие достижения науки и техники послевоенного периода, вследствие чего были созданы и внедрены в серийное производство, в частности, стабилизаторы вооружения, электронные приборы ночного видения, оборудование для подводного вождения, система защиты от оружия массового поражения и др. Средние танки первого послевоенного поколения, созданные под руководством и по идеям А. А. Морозова, имели высокие боевые характеристики, при этом они были несложные по конструкции и надежные в эксплуатации. В их разработке принимали участие многие конструкторы КБ, в их числе П. П. Васильев, В. Г. Матюхин, В. К. Байдаков, А. В. Колесников. За разработку танка Т-54 А. А. Морозов был в третий раз удостоен Государственной премии СССР.

Во второй половине 50-х годов творческая жизнь А. А. Морозова была связана с закладкой основ конструкции второго поколения танков послевоенного периода. Он, как сторонник революционного развития бронетанковой техники, смело пошел на резкий отрыв новых перспективных конструкций от конструктивных решений, апробированных в то время в нашей стране и за рубежом. В союзники были привлечены научно-исследовательские организации промышленности и Министерства обороны. Особое внимание уделялось минимизации объемно-весовых характеристик узлов, агрегатов и машины в целом. Будучи отличным конструктором, А. А. Морозов много времени проводил непосредственно за чертежной доской, рассматривал и анализировал сотни схем и чертежей. Весьма ответственные разработки осуществлялись ближайшими соратниками А. А. Морозова - Я. И. Бараном, Е. А. Морозовым, М. А. Набутовским, Б. Н. Поляковым, Г. А. Омельяновичем, М. Г. Степановым и другими в бюро нового проектирования и затем в ходе освоения серийного производства танка Т-64 . В этом танке был уменьшен состав экипажа за счет применения автомата заряжания мощной гладкоствольной пушки. Длина моторно-трансмиссионного отделения значительно сократилась за счет соосного поперечного расположения двухтактного дизельного двигателя и двух симметрично расположенных планетарных коробок передач, одновременно выполнявших роль механизмов поворота. На принципиально новой основе были спроектированы системы управления огнем, переключения передач, комбинированной броневой защиты, дымовой маскировки и т. д. На танке были применены эжекционная система охлаждения, высокоэффективные воздухоочистители, максимально облегченная ходовая часть с мощными амортизаторами и с гусеницей, снабженной резинометаллическими шарнирами и пр. За эту работу А. А. Морозов вместе с Я. И. Бараном, Л. Л. Голинцом, В. И. Креопаловым, В. С. Старовойтовым и другими был удостоен в 1967 г. Ленинской премии.

А. А. Морозова по праву следует назвать создателем «морозовской школы» танкостроения. К характерным особенностям этой школы можно отнести: целеустремленность, новизну решений, отсутствие неоправданного риска, тщательность и аккуратность во всем, максимально возможную эффективность и простоту конструкции боевой машины, сочетающуюся с высокой технологичностью и надежностью, при минимальных габаритах и массе.

Трудовой путь Александра Александровича Морозова был достойно отмечен высшими наградами. Он был в 1974 г. во второй раз отмечен присвоением звания Героя Социалистического Труда. Награжден десятью орденами и многими медалями СССР. Член Коммунистической партии с 1943 г., он избирался депутатом Верховного Совета СССР. Ему было присвоено ученое знание доктора технических наук, Заслуженного машиностроителя УССР.

В жизни А. А. Морозов был очень скромным и простым, любил дружескую шутку, часто встречался с молодежью и выступал на комсомольских собраниях, дверь его кабинета была почти всегда открыта, его постоянно можно было видеть склонившимся над чертежами и расчетами. Способность к творчеству и трудолюбие - вот мерила, которыми Морозов оценивал работу своих сотрудников. Вся трудовая деятельность Александра Александровича является примером самоотверженного и безупречного служения избранному делу. Ради прогресса отечественного танкостроения жил и трудился выдающийся конструктор танков Александр Александрович Морозов.

9 Мая 2007 года была опубликована вторая часть дневников А. А. Морозова - «Танки и Люди» . В этом уникальном материал рассказывается о драматических событиях производивших в начале-середине 70-х годов в отечественном танкостроении: доводке танка Т-64 и разработке перспективного «Т-74».

Источники информации

  • Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, том 5.

А. А. МОРОЗОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР ТАНКОВ

В. Ф. ПОПКОВ

Вестник бронетанковой техники. 1980. №4

Дважды герой Социалистического Труда, лау-реат Ленинской и Государственной премий, гене-рал-майор-инженер Александр Александрович Мо-розов известен как прославленный конструктор советских танков. Он был одним из создателей знаменитого танка Т-34 и ряда других машин, кон-струкция которых стала классической и определи-ла развитие мирового танкостроения на длитель-ный период.

Трудовая жизнь А. А. Морозова началась в марте 1919 г. на Харьковском паровозостроитель-ном заводе (ныне завод им. Малышева), с кото-рым связана вся творческая судьба выдающегося конструктора. Начав со скромной должности дело-производителя по тракторной технической документации, он постепенно повышал свою квалифи-кацию, становясь копировщиком, чертежником, конструктором. В то время Александр Александ-рович участвовал в разработке гусеничного трак-тора «Коминтерн».

В декабре 1927 г. по решению Правительства на заводе создается танковая конструкторская бригада, в состав которой вошел и молодой кон-структор А. А. .Морозов. Первой работой коллек-тива был легкий танк Т-12. В последующие годы были созданы танки Т-24 и БТ-2. С 1931 г. Алек-сандр Александрович, считавшийся уже опытным конструктором, ведет самостоятельные проработ-ки агрегатов танковых трансмиссий. Слава видно-го конструктора прочно закрепилась за ним, когда в качестве руководителя конструкторской группы А. А. Морозов участвовал в создании танков БТ-5 и БТ-7. В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая тех-ническая эрудиция и удивительная способность на-ходить решения казалось бы неразрешимых проб-лем. Создание на заводе серии танков БТ было важным этаном отечественного танкостроения и яркой страницей творческой биографии А. А. Мо-розова.

В 1936 г. А. А. Морозова, как одного из самых опытных конструкторов, назначают начальником сектора КБ по новому проектированию. В этой должности и произошла его встреча с М. И. Кошкиным — выдающимся конструктором, подлинным новатором їв танкостроении, человеком большой души, стойким коммунистом, — который в декабре 1936 г. был назначен главным конструктором тан-кового КБ. Ему импонировали упорство в дости-жении цели, творческая смелость в решении слож-ных задач, необыкновенная работоспособность молодого конструктора, который становится вско-ре его ближайшим помощником.

С приходом М. И. Кошкина в КБ началась большая работа по проектированию перспективно-го танка, закончившаяся созданием знаменитого Т-34. Творческую биографию Александра Алек-сандровича невозможно оторвать от легендарной «тридцатьчетверки». Работа над новым танком началась в октябре 1937 г. после получения от Автобронетанкового управления РККА задания на разработку маневренной колесно-гусеничной машины. Армии нужен был танк, прежде всего с усиленной броневой защитой. Вскоре был создан колесно-гусеничный танк А-20. Он был выполнен в точном соответствии с техническим заданием заказчика, и хотя по основным характеристикам не очень отличался от своего предшественника — танка БТ-7М, в нем был воплощен ряд смелых конструкторских находок. В частности, впервые было применено расположение броневых листов под углом — принцип, ставший ныне классическим и широко применяемым в мировом танкостроении. Однако этот танк не удовлетворяет конструкторов и по предложению М. И. Кошкина коллектив раз-рабатывает «инициативный» танк Т-32, существен-ной особенностью которого была замена сложно-го колесно-гусеничного движителя на более прос-той и надежный гусеничный. Самым страстным сторонником этой идеи был А. А. Морозов.

Исключение колесного хода позволило не толь-ко значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленной массы усилить броневую защиту. На этом образце была установлена длин-ноствольная 76-мм пушка, поставившая средний танк Т-32 в один ряд с тяжелыми танками того времени. Таким образом, танк Т-32 по основным характеристикам был уже близок к будущему тан-ку Т-34.

К 1939 г. на основе большого опыта проекти-рования и испытаний танков М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым при участии Н. А. Кучеренко была создана новая концепция гармоничного со-четания основных боевых свойств машины, полу-чившая реальное воплощение и развитие в тан-ках Т-32 и Т-34. Испытания танков А-20 и Т-32, а главное — боевые действия в Финляндии, со всей очевидностью показали правильность этой концепции, удачно заложенной конструкторским коллективом в танке Т-32. В то же время опреде-лились пути развития и повышения боевых ка-честв, в особенности броневой защиты танка.

В предельно короткие сроки конструкторское бюро доработало танк Т-32; был создан образец, впоследствии получивший наименование Т-34 и ставший основным танком Советской Армии в го-ды Великой Отечественной войны. Этот танк был лучшей боевой машиной второй мировой войны и гармонически сочетал мощное вооружение, высо-кую подвижность и бронирование, обеспечившее защиту от всех снарядов противотанковой артил-лерии того времени. Формы корпуса танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гу-сеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью.

Танк Т-34 создавался конструкторским коллек-тивом Харьковского завода им. Коминтерна снача-ла под руководством М. И. Кошкина, а после его смерти в 1940 г. — под руководством А. А. Моро-зова. Ho и на раннем этапе проектирования А. А. Морозов вел разработку важнейших агрега-тов, узлов и систем, танка и вместе с М. И. Кош-киным руководил компоновкой машины в целом — оба они вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.

В 1940 г. А. А. Морозов назначается главным конструктором завода по танкам. С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый орга-низатор, способный взять на себя всю ответствен-ность за решение поставленных перед коллективом задач.

В период Великой Отечественной войны фронту нужны были танки, и лозунг: «Все для фронта. Все для победы» стал программой работы КБ. Кон-структорский коллектив под руководством А. А. Морозова отдает все свои силы дальнейше-му совершенствованию конструкции танка Т-34, удешевлению его технологии, организации произ-водства танков на Уральском заводе в количестве, необходимом для фронта.

В 1943 г. на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера». Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-мм снарядами танка Т-34. Нужны были срочные ответные меры.

Огромную работу по совершенствованию танка Т-34 пришлось проделать советским конструкто-рам, чтобы устранить временное превосходство немецких танков. В предельно сжатые сроки эта задача была успешно решена. В конце 1943 г. на танк Т-34 была установлена 85-мм пушка, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с но-выми немецкими танками.

Толщина брони в лобовой части была увеличе-на до 90 мм. Для улучшения обзорности с 1944 г. танки выпускались с командирской башенкой, в которой были установлены пять смотровых при-боров. Это обеспечило командиру круговой обзор и исключило «мертвые» зоны обзорности. Экипаж танка был увеличен до пяти человек. А по скорос-ти, маневренности, проходимости и запасу хода Т-34 по-прежнему превосходил танки противника. Модернизированный танк получил наименование Т-34-85. Никогда не забывавший о перспективе А. А. Морозов постепенно переключает часть кон-структоров на новое проектирование. В весьма ко-роткие сроки на основе узлов Т-34 был спроекти-рован и собран опытный образец машины Т-43 с броней тяжелого танка. Несмотря на то, что завод ежедневно выпускал для фронта танки Т-34, глав-ный конструктор считал, что необходимо начинать серьезную работу над новым танком, в котором были бы учтены опыт боевого применения Т-34 и новые технические идеи. Александр Алекеандрович нацеливает конструкторский коллектив на эту работу и возглавляет ее. В конце войны выходит новый средний танк Т-44, превосходящий по бое-вым качествам в то время серийный танк Т-34-85. Из главных особенностей его конструкции следует отметить применение индивидуальной торсионной подвески и поперечное расположение двигателя. 0,н был принят на вооружение, но выпускался не-долго и послужил переходной моделью к еще бо-лее совершенному танку.

Коллективом Уральского КБ под руководством А. А. Морозова уже в 1949 г. создается новый средний танк Т-54 с мощной 100-мм пушкой, ста-билизированным вооружением вначале в одной, а затем в двух плоскостях, улучшенным управле-нием, амортизаторами в ходовой части, обогревате-лем двигателя и другими усовершенствованиями. Танк Т-54 значительно превосходил все зарубеж-ные танки и благодаря своему техническому уров-ню, простоте и надежности послужил базой для многих модификаций отечественной бронетанковой техники.

До 60-х . гг. танк Т-54 оставался лучшим в мире средним танком. Ho все эти танки Т-34-85, Т-44, Т-54, приходившие на смену друг другу, принадле-жали к одному поколению отечественного танко-строения и были дальнейшим развитием концеп-ции, воплощенной в танке Т-34 еще в 1939 г.

19 ноября 1951 г. Александр Александрович переводится в Харьков на прежнее место своей ра-боты и назначается главным конструктором заво-да им. Малышева, а через год развертывает рабо-ты по созданию нового танка. Проанализировав различные средства для достижения цели, Алек-сандр Александрович остановился на улучшении компоновки, новых комплектующих узлах и более эффективных решениях различных элементов кон-струкции танка. Сформированная им группа ново-го проектирования проработала ряд новых компо-новок и конструктивных схем машины. Среди них главный конструктор выделил особенно удачную схему с новым типом двигателя. Плоский двух-тактный двигатель с оппозитным расположением цилиндров размещался в задней части MTO и имел вал с выводом мощности на оба борта. Две симметричные КП выполняли роль КПП и меха-низмов поворота, что отвечало одному из основ-ных принципов Александра Александровича — ра-циональное совмещение функций узлов. Кроме то-го, впервые на среднем танке были применены эжекционная система охлаждения и оригинальная «двухэтажная» компоновка МТО.

Этот вариант от-личала самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками малого диаметра, оригинальная форма корпуса с гнутыми бортами, красивая архи-тектура корпуса и башни. Образец этого танка по-лучил индекс «430». Новая компоновка машины требовала переработки очень многих привычных систем. Среди многих технических проблем Алек-сандр Александрович выделил ключевую — повы-шение характеристик узлов и танка в целом без увеличения его массы. В этом Александр Александ-рович видел залог успеха будущего проекта.

Разработанный и изготовленный в металле опытный образец «430» включал в себя много новых узлов с повышенными техническими харак-теристиками, но все же «отрыв» (по выражению Александра Александровича) характеристик . новой машины от серийного танка Т-54 был невелик и А. А. Морозов — прозорливый конструктор и прин-ципиальный коммунист должен был признать — танк «430» еще рано запускать в серийное произ-водство. На очередном совещании перед ведущи-ми конструкторами ставится новая задача: создать танк, новый в полном смысле этого слова, с массой на уровне серийной машины и резко повышенными боевыми характеристиками, имеющими перспективу дальнейшего развития. Была поставлена задача, по сложности аналогичная созданию Т-34. Так на-чался второй этап напряженной борьбы за новую машину. Работа над проектом танка «430» конеч-но же, не пропала даром: большая часть конструк-тивных решений, найденных при создании этого танка, составила значительный технический задел КБ.

А. А. Морозов в эти дни неоднократно вспоми-нал работу довоенного КБ над проектами Т-32 и Т-34. Он убеждал каждого конструктора в том, что из старых узлов и деталей нового танка не сде-лаешь и вовлекал в поиск новых конструктивных решений, лично предлагая эскизы с новыми схема-ми и конструкциями узлов, новыми идеями по-строения сложных механизмов.

Творческий подъем в коллективе, организатор-ский и конструкторский талант Александра Александровича принесли свои плоды: были созданы первоклассные образцы отечественных танков. В классическую компоновку этих танков был внесен принципиально новый вклад, составивший новую ступень советского танкостроения. Среди усовер-шенствований следует отметить следующие :

· ликвидирован трудоемкий и медленный про-цесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с ра-циональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере; автомат заряжания позволил сущест-венно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего;

· осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противо-радиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа;

· создано MTO самого малого объема (2,7 м 3) за счет компактного двухтактного двигателя и эжекционной системы охлаждения;

· осуществлена кратчайшая передача мощ-ности от двигателя к ведущему колесу посредст-вом соосной компоновки силовой передачи;

· объединены функции КПП и механизма по-ворота с помощью двух планетарных бортовых ко-робок передач;

· создана самая легкая ходовая часть с весь-ма энергоемкой подвеской и катками, с внутрен-ним расположением резины, защищающим ее от механических повреждений и огня;

· приманен "Гидропривод в сочетании с плане-тарными КП. по много раз облегчивший управле-ние танком;

· встроено оборудование подводного вожде-ния (ОПВТ), позволяющее преодолевать водные преграды по дну водоемов любой протяженности.

Свой огромный жизненный и конструкторский опыт Александр Александрович без устали пере-давал молодежи. Он никогда не жалел на это вре-мени и делал это при любом удобном случае. Его принципы конструирования, подход к решению сложных задач, его отношение к конструкциям и конструкторам позволяют говорить о созданной им в КБ школе Морозова, для которой харак-терны: стремление к простоте и снижению массы механизмов; совмещение функций узлов; четкость контуров деталей, узлов, машин; аккуратность в размещении узлов; тщательный анализ принимае-мых решений и непримиримость к временным ре-шениям; полное использование свойств материалов и приспособленность к массовому производству.

Один из выдающихся конструкторов нашего времени А. А. Морозов более полувека отдавал свою энергию и талант укреплению обороноспособ-ности нашей страны. Родина высоко оценила его заслуги. Он был удостоен званий: дважды Героя Социалистического Труда; лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Государственной пре-мии и многих правительственных наград.

Постановлением Советского правительства его имя присвоено Харьковскому конструкторскому бюро, о нем напоминают сотни «тридцатьчетверок» на пьедесталах городов нашей Родины, на долгие годы память об А. А. Морозове сохранится в сердцах советских танкистов и танкостроителей.